Глас (музыка)

Глас (музыка)
СОДЕРЖАНИЕ
Глас (музыка)

Глас (греч. ἦχος — букв. отголосок, отзвук; позже также звук, звучание; мелодия, напев) — многозначный термин, применяемый в православной (как и во всей восточно-христианской) литургике и музыке православного обихода. В профессиональном лексиконе гласы также (используя транслитерацию с греческого языка) именуют «ихосами».

Определения гласа

В византийской теории музыки глас — (а) то же, что ладовый звукоряд; (б) вид модального лада, со специфическим набором (типично модальных) категорий и функций. Восемь таких гласов трактовались как единая система и именовались осмогласием, или октоихом.

В древнерусской церковной монодии по традиции гласом называется комплекс устойчивых мелодических формул, так называемых «попевок», или «кокиз»; в такой интерпретации глас идентифицируется по комплексу попевок. «Гласовое мышление в певческом искусстве Руси долгое время изучалось с точки зрения формульности, тогда как ладовые характеристики гласов признавались абстрактными, не имеющими отношения к древнерусском гласу, противопоставлявшемуся византийскому, или „греческому“». Такую точку зрения представлял, например, Виктор Беляев, согласно которому основу древнейшего знаменного распева составляют «восемь групп мелодических гласовых попевок. Число попевок в каждом гласе с их вариантами достигает нескольких десятков». В XXI веке среди сторонников попевочной теории — композитор и культуролог Владимир Мартынов. Против попевочной теории выступали ещё в XIX веке Юрий Арнольд и Дмитрий Аллеманов. Противники традиционного представления рассматривают древнерусский глас как (модальный) лад. Как отмечает И. Е. Лозовая (2006), «формульность и ладо-звукорядная структура гласа в певческой практике не противостоят друг другу; они неразрывно связаны между собой». Однако согласия в построении модели древнерусского лада среди учёных нет. Так, теоретическая модель древнерусского лада («обиходного лада»), разработанная Юрием Холоповым и его ученицей Г. С. Бычковой (Фёдоровой) ещё в 1980-х годах и учитывающая как мелодические формулы, так и другие категории и функции лада (в том числе, звукоряд), за пределами его школы не принята.

В многоголосной православной музыке (в том числе в том виде, как это слово используется в современном русском православном богослужении) — целостная мелодия-модель, гармонизованная по правилам классико-романтической тональности. На основе таких моделей (в совокупности именуемых «обиходом») в современной Русской православной церкви распеваются многие молитвословные тексты — стихиры, тропари, ирмосы и др.

Гласы православного церковного пения типологически родственны псалмовым тонам католиков. См. также Подобен.

Просмотров: 286

Создан: 2016-12-19

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
79
Зарегестрировалось
4746
Комментариев
18