Стихира

Стихира
СОДЕРЖАНИЕ
Стихира
Классификация стихир
Мелодическое оформление

Стихира или Стихера (ст.-слав. стихира, стихѣра, стихъιра; греч. στιχηρὰ, от др.-греч. στίχος — стихотворная строка, стих), в православномбогослужении — гимнографический текст строфической формы, обычно приуроченный к стихам псалма (отсюда название). В стихирах проводится тема дня или воспоминаемого события. Число стихир зависит от праздничности богослужения. Строфы не имеют фиксированной стихотворной формы и варьируются в широком диапазоне от 8 до 12 строк. Мелодия стихиры, как правило, охватывает одну строфу.

Классификация стихир

В большинстве случаев находятся в Октоихе, Минеях, Триоди и группируются по 3 стихиры, а завершаются обычно: на Слава.: И ныне.: Богородичным. Однако бывают исключения, например: в среду вечера Пятой седмицы Великого поста поются 24 стихиры Великаго канона.

Различаются стихиры:

  • Стихиры на «Господи, воззвах» , иначе «воззвахи» (греч. στιχηρὰ εἰς τὸ κύριε ἐκέκραξα; название — по инципиту псалма 140) — на псалмы 140, 141, 129, 116 — поются на вечерне после кафизмы; последняя стихира в ряду стихир на «Господи воззвах», которая поётся на слова «и ныне…» под воскресенье, носит особое наименование «догматика» (или «догмата»);
  • Литийные стихиры (греч. στιχηρὰ εἰς τὴν λιτήν) и стихиры отпевания; поются без псалмовых стихов;
  • Стихиры на стиховне, иначе «стиховны» (греч. στιχηρὰ εἰς τὸν στίχον), то есть на стихи разных псалмов, определяемых конкретным праздником; поются в конце вечерни, в середине бденной литии и в конце вседневной утрени;
  • Стихиры на хвалитех (греч. στιχηρὰ εἰς τοὺς αἴνους; или «хвалитны», по инципиту псалма 148) — на псалмы 148, 149 и 150; поются на утрене перед Великим славословием;
  • Стихиры после пения Великого славословия, изнесения Креста, поклонения Ему и лобызания Его на средине храма в Неделю крестопоклонную, на Происхождение честных древ Животворящего Креста и на Воздвижение Креста Господня;
  • Стихиры Царских часов, которые часто называются тропарями;
  • Стихиры После́дования свята́го еле́а (находятся в Требнике);
  • Стихиры Чина умовения ног в Великий четверток (находятся в Чиновнике архиерейского священнослужения).

Кроме того, существуют одиночные стихиры:

  • Стихира на полиелее по 50-му псалму (обычно, 6-го гласа);
  • 11 утренних Евангельских стихир — по числу евангельских чтений. По очереди одна из них поётся на «Славу.:» под воскресенье после стихир на хвалитех (или на «Слава.: И ныне.:» перед Первым часом), посвящена Евангельскому зачалу, прочитанному на этой утрене (находятся в приложении Октоиха);
  • Стихира глас 6, в конце великого освящения воды на Богоявление (находится в Минее 5 (18) января);
  • Стихира, глас 4, в конце «Чи́на благослови́ти но́вый кора́бль, или́ лодию́»;
  • Стихира, глас 4, в конце «Чи́на освяще́ния во́инскаго зна́мения, е́же е́сть хору́гви, и во́ем благослове́ния на бра́нь».

И. А. Гарднер также причисляет к стихирам блаженны (греч. μακαρισμοί; название по инципитам стихов Нагорной проповеди, к которой они приурочены), что поются в воскресные дни на Литургии.

По Типикону псалмы полагается читать перед пением стихир, однако в настоящее время тексты псалмов не читаются, за исключением тех стихов, на которые поются стихиры.

Мелодическое оформление

Стихиры как правило распеваются на простые формульные мелодии гласов; стиль распева силлабический (с небольшими мелизмами), за исключением евангельских стихир, распетых в мелизматическом стиле. Стихира с пометой «самоподобен» имеет оригинальный напев, который может использоваться как мелодическая модель для других стихир; стихира с пометой «самогласен» означает, что это оригинальный напев, предназначенный только для данной стихиры.

Просмотров: 2169

Создан: 2017-01-08

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
81
Зарегестрировалось
4786
Комментариев
20