Ангельская иерархия

Девять чинов ангельских. Икона

Ангельская иерархия в ангелологии — упорядоченное представление гармонического единства мира ангелов, в христианстве в частности разработанное на основе принципа триадического построения.

Иудаистические ангельские иерархии

Благодаря тесным контактам еврейского народа в древности с Вавилонией и её системой «верхних» и «нижних» духов, приток новых элементов в еврейскую ангелологию можно проследить. Это подтверждается раввинской традицией: «Имена ангелов были принесены евреями из Вавилона» (Иерусалимский Талмуд, Рош Хашана I, 2; Берешит рабба, 48).

Свои иерархии постбиблейские богословы строили уже на обширной мифологии, изложенной в Танахе, Талмуде, обширной апокрифической и раввинистической литературе, а также традиционной иудейской литургии. Ангельские существа классифицировались в различные иерархии:

Маймонид в «Мишней Тора» или «Яд ха-Хазака: Йесодех ха-Тора» (раздел «Основы Торы» II, 7) насчитывает десять ангельских чинов, начиная с наивысшего:

В каббале иерархия ангелов, праотцов и сфирот образует Древо Жизни: Михаил — Авраам — хесед, Гавриил — Исаак — гвура, Рафаил — Иаков — тиферет.

Ранг

Ангельский чин (наименования во мн.ч.)

Наименование на др. еврейском

Традиционный перевод

Источник, примечание

1

хайот ха-кодеш

חיות הקדש

«святые живые создания»

Иез. 1 и Иез. 10

2

офаним

אופנים

«колёса»

Иез. 1:15—20; Иез. 10:12—13; 1 Енох 71:7; 3 Енох 1:8; 3 Енох 7:1; 3 Енох 25:5—6 и т. д.

3

арелим

אראלים

«доблестные, мужественные»

Ис. 33:7

4

хашмалим

חשמלים

«янтарные, электрические (?)»

Иез. 1:4, см. Раши к Иез. 1:4, объясняются в Талмуде (Талмуд, трактат Хагига 13b), как Хайот, которые иногда молчат (Хаш), и иногда говорят (маллел) — «они молчат кода слово исходит от Святого, благословен Он! они говорят, когда Он перестает говорить»

5

серафим

שרפים

«пылающие, горящие»

Ис. 6:1—8; 1 Енох 20:7; 1 Енох 60:10; 1 Енох 70:7

6

малахим

מלאכים

«вестники, посланники»

Быт. 16:07; Быт. 28:12

7

элохим

אלהים

«благочестивые существа, „боги“»

Быт. 32:31; Пс. 82:6, см. Мидраш Раба на Быт. 78:3

8

бне элохим

בני האלהים

«сыны благочестивых существ»

Быт. 6:2; Иов. 1:6; Иов. 38:7, Пс. 29:1

9

керувим

כרבים

«подобные цветущей юности»

Быт. 3:24; Исх. 25:22; Иез. 10:7—15, см. Талмуд, трактат Хагига 13b

10

ишим

אשים

«человекоподобные»

Быт. 18:2; Быт. 32:25—33; Быт. 37:15; 1Цар. 10:6; Иез. 10:6; Дан. 10:5

СОДЕРЖАНИЕ
Ангельская иерархия
Иудаистические ангельские иерархии
Христианские ангельские иерархии
Первая сфера
Вторая сфера
Третья сфера
Исламские ангельские иерархии
Ангельская иерархия в оккультизме

В книге «Бахир» ( 8, 166) вводятся понятия цура (форма) и кома (структура, тело) и чины манхигим (лидеры) и пкидим (служители). А «Зогар» (на Книгу Исход, гл. Бо, 43а) вводит категории таршишим и шинанним и использует иной порядок иерархии:

Ранг

Ангельский чин (наименования во мн.ч.)

Наименование на др. еврейском

Традиционный перевод

Источник, примечание

1

арелим

אראלים

«с Михаэлем во главе

2

ишим

אשים

с Цефаньяху во главе

3

бней элохим

בני האלהים

с Хофниэлем во главе

4

малахим

מלאכים

с Уриэлем во главе

5

хашмалим

חשמלים

с Хашмалом во главе

6

таршишим

תרשישים

с Таршишем во главе

Дан. 10:6; см. Талмуд, трактат Хулин 91b, «блистающие»

7

шинанним

שיננים

с Задкиэлем (Цадкианом) во главе

Пс. 68:18

8

керувим

כרובים

с Керувом во главе

9

офаним

אופנים

с Рафаэлем во главе

10

серафимы

שרפים

с Йехоэлем (Иаэлем) во главе

Авраам бен Исаак из Гранады в своем труде «Берит Менуха» («Завет покоя»; ок. 1391—1409), высоко оцененном Ицхаком Лурией, приводит свою классификацию, опять же отличную от ранее разработанных, с другим порядком:

Ранг

Ангельский чин (наименования во мн.ч.)

Наименование на др. еврейском

Традиционный перевод

1

малахим

מלאכים

2

эрелим

אראלים

3

серафим

שרפים

4

хайот

חיות

5

офаним

אופנים

6

хашмаллим

חשמלים

с Самаэлем во главе

7

элим

אלים

8

элохим

אלהים

9

бене элохим

בני האלהים

10

ишим

אשים

В «Массехет Ацилут» десять чинов ангельских даны в нижеследующем порядке. А возглавляющие эти чины ангельские князья — это ангелы созданные первыми, и над ними поставлен Метатрон — Енох, преобразованный из плоти и крови в пылающий огонь.

Ранг

Ангельский чин (наименования во мн.ч.)

Наименование на др. еврейском

Традиционный перевод

1

серафим

שרפים

с Самуэлем (Кемуэлем) или Йехоэлем во главе

2

офаним

אופנים

возглавляемые Рафаэлем и Офаниэлем

3

керувим

כרובים

с Херувиэлем (Керувиэлем) во главе

4

шинанним

שיננים

возглавляемые Цедекиэлем и Гавриэлем

5

таршишим

תרשישים

возглавляемые Таршишем и Сабриэлем

6

ишим

אשים

с Цефаниэлем во главе

7

хашмаллим

חשמלים

с Хашмалем во главе

8

малахим

מלאכים

с Уззиэлем во главе

9

бене элохим

בני האלהים

с Хофниэлем во главе

10

арелим

אראלים

с Михаэлем во главе

Ещё более сложной системой является схема, приведенная в «Соде Раза» (цит. в Ялкут Реувени к Быт. 1:1) и описывающая семь небес с их ангельскими начальниками. Ангелы в этой иерархии распределены по двенадцати градусам вместо десяти.

Христианские ангельские иерархии

Во времена первых веков христианства и вплоть до позднего Средневековья, христианские теологи разработали множество схем ангельских иерархий, выделяя при этом несколько уровней, или ангельских хоров. Все эти схемы в той или иной степени основаны на Ветхом и Новом Заветах, в частности такие ангельские чины, как «начальства», «власти», «силы», «господства» и архангелы, неизвестные из традиции иудаизма, основаны на Кол. 1:16, Еф. 1:21, 6:12 и 1Петр. 3:22, 1Фес. 4:16 и Иуд. 9.

Некоторые схемы опирались друг на друга, зачастую расширяя количество ангельских рангов или уменьшая их, другие предлагали совершенно отличные классификации, в том числе с обратным порядком ранжирования. Зачастую многие авторы (например, Афанасий Великий, Григорий Богослов) ограничивались простым перечислением ангельских чинов, не пытаясь их каким-либо образом систематизировать. Часть их этих иерархических построений представлена ниже:

Псевдо-Климент Римский в «Апостольских постановлениях», (ок. 380):

Трижды подробно перечисляются ангельские чины, но порядки и число их различны, от 9 до 11 чинов, при этом в одном из вариантов приводится их попарная группировка:

Первый вариант (Апостольские постановления, VII 35. 3)

  • серафы (ср.-греч. σεραφίμ, лат. seraphin), херувы (ср.-греч. χερουβίμ, лат. cherubin), ангелы (ср.-греч. άγγελοι, лат. angeli), архангелы (ср.-греч.ἀρχαγγέλοι, лат. archangeli), престолы (ср.-греч. θρόνοι, лат. throni), господства (ср.-греч. κυριότητες, лат. dominationes), начала (ср.-греч. ἀρχαι, лат. principatus), власти (ср.-греч. ἐξουσίαι, лат. virtutes), силы (ср.-греч. δυνάμεις, лат. potestates)

Второй вариант сгруппированный (Апостольские постановления, VIII 12. 8)

  • херувы (ср.-греч. χερουβίμ, лат. cherubin) и серафы (ср.-греч. σεραφίμ, лат. seraphin)
  • века (ср.-греч. αιώνες, лат. saecula) и воинства (ср.-греч. στρατιἀς, лат. exercitūs)
  • силы (ср.-греч. δυνάμεις, лат. potestates) и власти (ср.-греч. ἐξουσίαι, лат. virtutes)
  • начала (ср.-греч. ἀρχαι, лат. principatus) и престолы (ср.-греч. θρόνοι, лат. throni)
  • архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγέλοι, лат. archangeli) и ангелы (ср.-греч. άγγελοι, лат. angeli)

Третий вариант (Апостольские постановления, VIII 12. 27)

  • ангелы (ср.-греч. άγγελοι, лат. angeli), архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγέλοι, лат. archangeli), престолы (ср.-греч. θρόνοι, лат. throni), господства (ср.-греч. κυριότητες, лат. dominationes), начала (ср.-греч. ἀρχαι, лат. principatus), власти (ср.-греч. ἐξουσίαι, лат. virtutes), силы (ср.-греч. δυνάμεις, лат. potestates), воинства (ср.-греч. στρατιἀς, лат. exercitūs), века (ср.-греч. αιώνες, лат. saecula) или вечности (лат. aeterni), херувы (ср.-греч.χερουβίμ, лат. cherubin), серафы (ср.-греч. σεραφίμ, лат. seraphin)

Григорий Богослов в «Слове 28 О богословии второе», 31 (IV век):

  • ангелы (ср.-греч. άγγελοι), архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγέλοι), престолы (ср.-греч. θρόνοι), господства (ср.-греч. κυριότητες), начала (ср.-греч.ἀρχές), власти (ср.-греч. ἐξουσίαι), сияния (светлости) (ср.-греч. λαμπρότητας), восхождения (ср.-греч. ἀναβάσεις), умные силы или умы (разумения) (ср.-греч. νοερὰς δυνάμεις, ἢ νόας)

Характерно, что Григорий упоминает именно девять чинов, причем семь идентичны позднейшей системе Псевдо-Дионисия; что же касается имен херувимов и серафимов, то в списке Григория вместо них стоят «светлости» и «восхождения»; он, очевидно, предпочел греческие термины еврейским. Григорий, перечислив категории ангелов, также не пытался выстроить их в какую либо схему, однако такую схему он, видимо, предполагал, и в соответствии с ней одни ангелы получают свет непосредственно от Первой Причины, другие — «иным образом».

Афанасий Великий в «Первом Послании к Серапиону, епископу тмиусскому», 20: 13 (IV век):

  • ангелы, серафимы, херувимы, архангелы, господства, престолы, начала

Кирилл Иерусалимский в «Тайноводственное поучении пятом», 6 (IV век):

  • ангелы (ср.-греч. άγγελοι), архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγέλοι), силы (ср.-греч. δυνάμεις), господства (ср.-греч. κυριότητες), начала (ср.-греч. ἀρχαι), власти (ср.-греч. ἐξουσίαι), престолы (ср.-греч. θρόνοι), херувимы (ср.-греч. χερουβίμ), серафимы (ср.-греч. σεραφίμ)

Амфилохий Иконийский в «Слово I „На Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа“», IV (IV век) не приводит конкретного списка (последовательности), однако упоминает следующие ангельские чины:

  • херувимы (ср.-греч. Χερουβίμ, лат. cherubim), серафимы (ср.-греч. Σεραφίμ, лат. seraphim), престолы (ср.-греч. θρόνοι, лат. sēdēs), архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγέλοι, лат. archangeli), начала (ср.-греч. ἀρχαι, лат. principatus), силы (ср.-греч. δυνάμεις, лат. potestates), власти (ср.-греч. ἐξουσίαι, лат. virtutes)

Амвросий Медиоланский в «Апология пророка Давида», I 4. 5, 20 (IV век):

  • ангелы (лат. angeli) и архангелы (лат. archangeli)
  • власти (лат. uirtutes) и силы (лат. potestates) и начала (лат. principatus)
  • престолы (лат. throni) и господства (лат. dominationes)
  • херувимы (лат. Cherubin) и серафимы (лат. Seraphin)

Иероним Стридонский (IV век):

  • серафимы, херувимы, силы, владычества (господства), престолы, архангелы, ангелы

Иоанн Златоуст в проповеди 71 «На евангелие от Луки, о драхме, и на слова: „человек некий имел два сына“» (IV век):

  • ангелы (ср.-греч. ἀγγελοι), архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγελοι), начала (ср.-греч. Ἀρχαι), власти (ср.-греч. Ἐξουσίαι), силы (ср.-греч. Δυνάμεις), престолы (ср.-греч. Θρόνοι), господства (ср.-греч. Κυριότητες), херувимы (ср.-греч. Χερουβὶμ), серафимы (ср.-греч. Σεραφὶμ), первозданный Адам (ср.-греч. Ἀδὰμ τὸν πρωτόπλαστον)

Псевдо-Дионисий Ареопагит в «О небесной иерархии» (рубеж V—VI вв.):

В трактате «О небесной иерархии» (труд также известен, как «Ареопагитики») впервые даётся наиболее разработанная с теологической точки зрения иерархия, её позднее с незначительными изменениями использовали как основу все последующие авторы. Иерархия Псевдо-Дионисия иллюстрирует пример «возрастания последовательности», с тем, чтобы показать иерархическую важность того или иного ангельского чина.

Псевдо-Дионисий приводит два варианта иерархии, отличающихся порядком следования ангельских чинов. Несоответствие ангельских порядков поясняется позднее богословами в Схолиях к «Ареопагитикам» (PG. 4. Col. 64).

Первый вариант («О небесной иерархии», 5; «О небесной иерархии», 6, 2; «О небесной иерархии», 11, 2)

  • Первая степень в обратном порядке: 1. престолы (ср.-греч. θρόνοι), 2. серафимы (ср.-греч. σεραφὶμ), 3. херувимы (ср.-греч. χερουβὶμ)
  • Вторая степень: 4. власти (ср.-греч. ἐξουσίαι), 5. господства (ср.-греч. κυριότητες), 6. силы (ср.-греч. δυνάμεις)
  • Третья степень в обратном порядке: 7. ангелы (ср.-греч. ἄγγελοι), 8. архангелы (ср.-греч. ἀρχάγγελοι), 9. начальства (начала) (ср.-греч. ἀρχαὶ)

Второй вариант («О небесной иерархии», 7, 1; «О небесной иерархии», 8 1; «О небесной иерархии», 9, 1) считается наиболее влиятельным и общепринятым

  • Первая степень: 1. серафимы (ср.-греч. σεραφὶμ), 2. херувимы (ср.-греч. χερουβὶμ), 3. престолы (ср.-греч. θρόνοι)
  • Вторая степень: 4. господства (ср.-греч. κυριότητες), 5. силы (ср.-греч. δυνάμεις), 6. власти (ср.-греч. ἐξουσίαι)
  • Третья сфера: 7. начальства (начала) (ср.-греч. ἀρχαὶ), 8. архангелы (ср.-греч. ἀρχάγγελοι), 9. ангелы (ср.-греч. ἄγγελοι)

Григорий Двоеслов в «Беседах на Евангелия» 2, Беседа XXXIII, 7 (VI век):

  • ангелы (лат. angeli), архангелы (лат. archangeli), власти (лат. virtutes), силы (лат. potestates), начала (лат. principatus), господства (лат. dominationes), престолы (лат. throni), херувимы (лат. cherubim), серафимы (лат. seraphim)

Исидор Севильский в «Этимологии, или Начала» VII:5 (VII век):

  • ангелы (лат. angeli), архангелы (лат. archangeli), престолы (лат. throni), господства (лат. dominationes), власти (лат. virtutes), начала (лат. principatus), силы (лат. potestates), херувимы (лат. cherubim), серафимы (лат. seraphim)

Псевдо-Исидор Севильский в «О порядке творений» II:2—12 (VII век), чины ангельские располагает в порядке их сотворения Богом:

  • серафимы (лат. seraphim), 2. херувимы (лат. cherubim), 3. престолы (лат. throni), 4. господства (лат. dominationes), 5. начала (лат. principatus), 6. силы (лат. potestates), 7. власти (лат. virtutes), 8. архангелы (лат. archangeli), 9. ангелы (лат. angeli),

Иоанн Дамаскин в «Изложение православной веры» II, 3 (VIII век) следует, впрочем, классификации Псевдо-Дионисия:

  • первый класс: шестикрылые Серафимы (ср.-греч. εξαπτέρυγων Σεραφίμ), многоочитые Херувимы (ср.-греч. πολυόμματων Χερουβίμ), святейшие Престолы (ср.-греч. αγιώτατων Θρόνων)
  • второй класс: Господства (ср.-греч. Κυριότητες), Силы (ср.-греч. Δυνάμεις), Власти (ср.-греч. Ἐξουσίαι)
  • третий класс: Правители (Начала) (ср.-греч. Αρχαι), Архангелы (ср.-греч. Αρχαγγελοι), Ангелы (ср.-греч. Αγγελοι)

Хильдегарда Бингенская в «Познай пути света, то есть Господа» (Sci vias lucis) I, 6 (1141—1151/1152 годы)

От Псевдо-Дионисия Хильдегарда восприняла девятичинную небесную иерархию, а также идею, что церковная иерархия является отражением высшей небесной иерархии. Однако произведение Хильдегарды представляет альтернативное разделение ангельских хоров на два, пять и снова два, и эти её девять хоров могут являться небесными аналогами составляющих человеческой природы. Ангелы и архангелы означает тело и душу, херувимы и серафимы символизируют знания и любовь к Богу, и пять средних хоров представляют собой пять чувств. Прочие аллегорические детали относятся к воплощению и добродетельной жизни.

  • ангелы (лат. Angeli), архангелы (лат. Archangeli),
  • власти (лат. virtutes), силы (лат. potestates), начала (лат. principatus), господства (лат. dominationes), престолы (лат. thronorum),
  • херувимы (лат. Cherubim), серафимы (лат. Seraphim),

Фома Аквинский в «Сумма теологии» I: 108 5, (1225—1274 годы):

  • серафимы (лат. Seraphim) (Ис. 6:1—8), херувимы (лат. Cherubim) (Иез. 10:7—15), престолы (лат. thronorum) (Кол. 1:16),
  • господства (лат. dominationes) (Еф. 1:21), власти (лат. virtutes) (Еф. 1:21, 6:12), силы (лат. potestates) (Еф. 1:21), начала (лат. principatus) (Еф. 1:21, 6:12)
  • архангелы (лат. Archangeli) (Иуд. 9), ангелы (лат. Angeli) (множество мест писания)

Данте Алигьери в «Божественной комедии», Рай XXVIII: 99—126 (1308—1321 годы):

  • первый круг: серафимы (итал. Serafi), херувимы (итал. Cherubi), престолы (итал. Troni)
  • второй круг: господства (итал. Dominazioni), силы (итал. Virtudi), власти (итал. Podestadi)
  • третий круг: начала (итал. Principati), архангелы (итал. Arcangeli), ангелы (итал. Angeli)

В конце концов методом сравнительного анализа Ветхого и Нового Заветов, в том числе этимологического и семантического разбора, христианские богословы (при наличии известных вариаций между отдельными авторами) приняли ареопагитскую ангельскую иерархию в следующем (нисходящем) порядке:

Первая степень (сфера) (по ветхозаветным источникам)

  • Серафимы
  • Херувимы
  • Престолы (также и по новозаветным источникам)

Вторая степень (сфера) (по новозаветным источникам)

  • Господства
  • Силы
  • Власти

Третья степень (сфера) (по ветхозаветным и новозаветным источникам)

  • Начала
  • Архангелы
  • Ангелы

В трудах Бонавентуры (XIII век) вышеуказанные ангельские степени (сферы) называются, соответственно: «эпифания», «гиперфания» и «ипофания». При этом чины (хора) второй и третьей сфер его иерархического списка объединяются также и попарно.

Наличие этих пар чинов богослов выводит из их этимологической близости и очевидного для него сходства в описании их функций. Он также разъясняет, как положение, высказанное в 1Петр. 3:22, применяется к этим парам:

  • Престолы и Господства
  • Начала и Власти
  • Архангелы и Ангелы

Первая сфера

  • Серафимы

В ивр. ‏שׂרף ‏‎ (сара́ф) — ед.ч. «пылающий», «огненный». Окончание «-им» указывает на мн. ч. (ивр. ‏שׂרפים ‏‎, читается срафи́м); это различие соблюдается в лат. seraph[us] — seraphi[m], англ. Seraph — Seraphim и т. п. При заимствовании в русском языке форму мн.ч. seraphim восприняли как ед.ч., и уже от неё образовали множественное: серафим — серафимы.

Иногда этимологию углубляют до первоисточника древнееврейского слова — у египтян seref означало «грифон» — именно эта словоформа использована в Чис. 21:6 и Ис. 14:29 для обозначения змееподобной молнии. Собственно серафимы упоминаются только в Ис. 6:2-3, где по тексту они явились взору человека шестикрылыми, двумя крыльями покрывали лица, двумя нижнюю часть тела (ноги), двумя летали, вознося хвалу святости Бога. В ангельской иерархии назначение серафимов также состоит в том, чтобы воплощать святые цели Бога на земле. В библейском словоупотреблении серафимы — чин ангелов, которые поклоняются Богу и служат нуждам людей.

В апокрифической Книге Еноха называется Серафиэль. У него голова орла, но он излучает настолько яркий свет, что никто, даже другие ангелы не могут рассмотреть его.

  • Херувимы

Как и в слове «серафим», окончание «-им» указывает на мн. ч. (ивр. ‏כרובים ‏‎, читается керуби́м); это различие соблюдается в лат. cherub[us] — cherubi[m], англ. Cherub — Cherubim или Cherubs. При заимствовании в русском языке форму мн.ч. cherubim восприняли как ед.ч., и уже от неё образовали множественное: херувим — херувимы.

Этимологических гипотез несколько, но решающих аргументов в пользу какой-либо одной нет. В Талмуде ивр. ‏כרוב‏‎ произведено от арам. כרביא — «подобный юноше».. В последней четверти XIX века Фридрих Делич связал эту морфему с kirubu = shedu — ассирийским именем крылатого быка. Ряд ассириологов (Feuchtwang, Teloni, Budge и др.) в 1885 году возразили против этой гипотезы. Позже Делич дал другой вариант связки — «karubu» (великий, могущественный). В 1897 году Karppe, а затем Haupt предположили, что כרוב может быть вавилонским, и тогда оно означает не мощный, а благосклонный, благожелательный, милостивый (синоним damḳu).

В библейском представлении херувимы вместе с серафимами наиболее близки Всевышнему. В христианстве второй, следующий после серафимов, ангельский чин.

  • Престолы

Престолы — согласно Дионисию: «Богоносные» (Иез 1:15-21; 10:1-17) — на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.

Вторая сфера

  • Господства, ср.-греч. κυριότητες, лат. dominationes (Кол 1:16) — наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения.
  • Силы, ср.-греч. δυνάμεις, лат. potestates (Рим 8:38; Еф 1:21) — творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим.
  • Власти, ср.-греч. ἐξουσίαι, лат. virtutes (Кол 1:16) — имеют власть укрощать силу дьявола.

Третья сфера

  • Начала (архонты), ср.-греч. ἀρχαί, лат. principates (Рим 8:38; Еф 1:21; Кол 1:16) — им поручено управлять Вселенной и стихиями природы.
  • Архангелы (начальники ангелов), ср.-греч. ἀρχάγγελοι — Михаил (Откр 12:7) — учители небесные, учат людей, как поступать в жизни.
  • Ангелы, ср.-греч. ἀγγελοι — наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Гавриил (Лук 1:26); Рафаил (Тов 5:4); (Для Псевдо-Дионисия архангел Михаил является «ангелом»); Семь Ангелов с золотыми чашами, наполненными гневом Бога (Откр 15:1); Ангел Бездны Аваддон с цепью и ключом от бездны (Откр 9:1, 11; 20:1); Семь Ангелов с трубами (Откр 8:6).

Исламские ангельские иерархии

В исламе нет стандартизированной иерархической организации ангелов, так как эта тема не затрагивается непосредственно в Коране. Тем не менее, исламским богословам ясно, что существует множество порядков, существующих меж ангелами, определяющих предназначение и конкретные задачи, поставленные пред ними Богом. Некоторые исламские богословы предполагают, что исламские ангелы могут быть сгруппированы по меньшей мере в четырнадцать категорий или даже более. В исламе выделяют следующие группы ангельских существ, сгруппированных по функциональному назначению:

  • мукаррабун (иначе мукаррабин, макрибун, араб. الْمُقَرَّبُونَ‎ — «приближенные») (Ан-Ниса 4:172)
  • ангелы вокруг Трона Аллаха:
  • хамаля аль-арш (араб. حملة العرش‎ — «те, кто несут Трон») — четыре ангела, несущие Трон Аллаха (Гафир 40:7; Аль-Хакка 69:17)
  • карубин (араб. كروبين‎) — ангелы, окружающие Трон «те, кто рядом»(Аз-Зумар 39:75)
  • хафаза (араб. حفظ‎ — «хранители, защитники, сохраняющие до суда») — стражи, ангелы-хранители (Аль-Анам 6:61):
  • муаккибат (араб. معقبات‎ — «те, кто следит друг за другом») — ангелы, которые всюду следуют за человеком и защищают его по воле Всевышнего или же отступают, когда Аллах посылает ему испытания по Своей мудрости (Ар-Рад 13:11).
  • киряман кятибин (араб. كراماً كاتبين‎ — «почтенные писцы») или Атид (араб. عتيد‎ — «готовый») и Ракиб (араб. رقيب‎ — «надсмотрщик») — ангелы-приёмщики, писцы, находящиеся по правое и левое плечо от человека и записывающие каждое его деяние и слово. На основании этих фактических материалов Аллах будет выносить человеку тот или иной приговор в Судный день (Каф 50:17,18; Аль-Инфитар 82:10—12; Аз-Зухруф 43:79,80.
  • мудаббират (араб. مُدَبِّرَات‎ — «те, кто разбираются с делами») — ангелы, исполняющие повеления Аллаха и следящие за соблюдением Вселенских законов и за постоянством миропорядка (Ан-Назиат 79:5).
  • муккосимат (араб. مُقَسِّمَات‎ — «те, кто распределяет») — ангелы, распределяющие указания Аллаха (Аз-Зарият 51:4).
  • ангелы, управляющие природными явлениями и силами, помощники Микала, :
  • заажират (араб. زَّاجِرَات‎ — «те, кто прогоняют») — ангелы, сгоняющие облака и управляющие другими природными стихиями (Ас-Саффат 37:2);
  • ангелы семи небес. Ибн Аббас упоминает следующие формы и имена ангелов, ответственных за каждое небо:
  • сфера Луны, форма — коровы, ангел — Исмаил;
  • сфера Меркурия, форма — орлы, ангел — Микаил (или Шамаил);
  • сфера Венеры, форма — стервятники, ангел — Сайдаяил (или Сайид);
  • сфера Солнца, форма — лошади, ангел — Салсаил (или Салсафил);
  • сфера Марса, форма — гурии, ангел — Калькаил;
  • сфера Юпитера, форма — небесные юноши (гулямы) или человекоголовые птицы, ангел — Самкхаил;
  • сфера Сатурна, форма — люди, ангел — Руфаил (или Бармаил).
  • малаикат аль-архам (араб. ملائكة الأرحام‎ — «ангелы утробы» от мн. ч. أرحام‎ — «утроба», «чрево») — ангелы, наблюдающие за утробами матерей и записывающие ещё в утробе пол ребёнка, его удел, срок, судьбу. Как в случае с Ракибом и Атидом, Архам — не имя, а описание ангелов.
  • малаикат аль-маут (араб. ملائكة الموت‎ — букв. «вестники смерти») — ангелы-помощники Азраила, приходящие в мир в час, когда Азраил лишает жизни живых существ. Извлекают души из тел умерших:
  • назиат (араб. نازعات‎ — «вырывающие») или малаикат аль-азаб (ملائكة العذاب‎ — «ангелы наказания, обреченности») — ангелы, ответственные за сбор душ неверующих в момент их смерти. Жестоки и грубы, с силой вырывают души неверующих из тел (Аль-Анфаль 8:50; Ан-Назиат 79:1);
  • нашитат (араб. نَّاشِطَات‎ — «извлекающие») или малаикат аль-рахмат (ملائكة الرحمة‎ — «ангелы сострадания») — ангелы, отвечающие на покаянные молитвы и забирающие души верующих во время прихода смерти. При заборе душ аккуратно извлекают души верующих из тел (Ан-Назиат 79:2; Аль-Мурсалят 77:3).
  • сабихат (араб. سَّابِحَات‎ — «плывущие») (Ан-Назиат 79:3);
  • сабикат (араб. سَّابِقَات‎ — «опережающие») (Ан-Назиат 79:4).
  • хазана-и Джаннат ва Джаханнам — ангелы-стражи рая и ада (Аль-Анам 6:93).
  • аз-Забания (араб. ‏الزبانية‎, возможно «стражи» (Аль-Аляк 96:18)) — 19 ангелов-истопников, «грубые и сильные», наказывающие грешников в аду и поддерживающие адское пламя (Ат-Тахрим 66:6; Аль-Муддассир 74:26—31);
  • хазанат-уль-джанна (араб. خازنات ال جنة‎) — стражи рая.
  • джундалла (араб. جند الله‎ — «солдаты Аллаха») — ангелы-воины, которые даются Аллахом в помощь человеческим войскам, как Благословение и Довольство Аллаха этими людьми (Аль Имран 3:124,125; Аль-Анфаль 8:12; Ат-Тауба 9:26; Аль-Ахзаб 33:9—11).
  • саффат (араб. صافات‎ — «стоящие в ряд») — ангелы, выстраивающиеся в ряды для исправного служения Всевышнему (Ас-Саффат 37:1).
  • таилят (араб. زَّاجِرَات‎ — «те, кто читает») — ангелы, читающие напоминание (перечитывающие слова, наставления Аллаха) (Ас-Саффат 37:3).
  • сайяхуны (sayyāḥūn — «странники, путешественники») — ангелы, странствующие по дорогам в поисках групп молящихся и кающихся людей, поминающих Аллаха (Зикр), и исполняющие их просьбы каждую ночь в месяц Рамадан.
  • ангелы, оценивающие поступки умерших, известны под именами Мункар и Накир (араб. نكير‎) и (араб. منكر‎), внешний вид их описывается, как «вызывающий ужас», а задача их — подробно допросить покойных ещё в их могилах, дабы выделить неверных и правоверных, совершивших большие проступки при жизни. Тем не менее, исламские предания называют ещё два имени ангелов этой категории Мубашир (араб. مبشر‎) и Башир (араб. بشير‎), которые опрашивают только не грешивших правоверных, или приходят в могилу после допроса, осуществленного Мункаром и Накиром, чтобы поздравить ответивших успешно. Ряд богословов, например Али аль-Кари, сообщают, что ангелов всё же двое и к грешникам они приходят в виде Мункара и Накира, дабы мучить их, а к праведникам в виде Мубашира и Башира для благословения.
  • аль-укуль уль-ашара (араб. العشرة العقول‎ букв. «десять разумов») — согласно суфийским представлениям (см. «Гийяс аль-Лугат» (XIX век) и ему подобные трактаты), десять ангелов, которые были созданы Господом в следующем порядке: во-первых, Аллах создал первого ангела, который затем создал первое небо и второго ангела, этот второй ангел затем создал второе небо и третьего ангела, и так далее, пока не были созданы девять небес и десять ангелов. Затем десятый ангел, по приказу Бога, создал весь мир.

Ангельская иерархия в оккультизме

Английский оккультист Френсис Баррет в книге «Маг, или Полная система оккультной философии», Глава XIX, стр. 112 (1801 год), испытавшей сильное влияние «Оккультной философии» Агриппы, и «Гептамерона» Пьетро дАбано и являющейся по сути компиляцией более ранних оккультных и мистических трудов, увеличил количество ангельских чинов до тринадцати, добавив три позиции из классификации христианских ликов святости:

  • серафимы (англ. Seraphim), херувимы (англ. Cherubim), престолы (англ. Thrones)
  • господства (англ. Dominations), силы (англ. Powers), власти (англ. Virtues)
  • начала (англ. Principalities), архангелы (англ. Archangels), ангелы (англ. Angels)
  • непорочные (англ. Innocents), мученики (англ. Martyrs), исповедники (англ. Confessors)

Согласно христианской каббале в интерпретации Герметического Ордена Золотой Зари, существует десять архангелов, каждый из них — командир одного из десяти хоров ангельских и соответствуют одной из сфирот Древа Жизни. Эта иерархия — переосмысление собственно иудаистических классификаций:

Ранг

Ангельский хор (наименования во мн.ч.)

перевод названия

Архангел — глава

Сфира

1

хайот-ха-кодеш

«святые животные»

Метатрон

Кетер

2

офаним

«колёса»

Разиэль

Хохма

3

эрелим

«бесстрашные»

Цафкиэль

Бина

4

хашмалим

«сияющие, янтарные»

Цадкиэль

Хесед

5

серафим

«пылающие»

Хамаэль

Гевура

6

малахим

«вестники, ангелы»

Рафаэль

Тиферет

7

элохим

«благочестивые существа»

Уриэль

Нецах

8

бене элохим

«сыны благочестивых существ»

Михаэль

Ход

9

керувим

Габриэль

Йесод

10

ишим

«люди» (человекоподобные существа, фонетически похоже на огонь)

Сандальфон

Малхут

Просмотров: 3500

Создан: 2017-05-04

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
81
Зарегестрировалось
4786
Комментариев
20