Никола Липенский

Алекса Петров. Никола Липенский. 1294 год

Никола Липенский — икона святителя Николая Чудотворца, написанная для церкви Николы на Липне под Новгородом в 1294 году мастером Алексой Петровым. Хранится в собрании Новгородского музея-заповедника.

История

Икона была написана в 1294 году для церкви Липенского Новгородского монастыря и была его храмовым образом. О написании иконы сообщает Новгородская третья летопись:

Цитата из статьи

В лето 6802 при князе Андрее Александровиче, при архиепископе Клименте Великого Новгорода и Пскова, при посаднике Андрее Климовиче, написана бысть икона великого чюдотворца Николая в Липенский монастырь, повелением и стяжанием раба божия Николы Васильевича...

Цитата из статьи
СОДЕРЖАНИЕ
Никола Липенский

В лето 6802 при князе Андрее Александровиче, при архиепископе Клименте Великого Новгорода и Пскова, при посаднике Андрее Климовиче, написана бысть икона великого чюдотворца Николая в Липенский монастырь, повелением и стяжанием раба божия Николы Васильевича...

О мастере, написавшем икону, известно из ктиторской надписи помещённой на нижнем поле иконы. Имя мастера — Алексы Петрова и заказчика иконы — Николая Васильевича не упоминаются в каких-либо сохранившихся документах.

Икона была поновлена в 1556 году по повелению игумена монастыря Антония.

После запустения Липенского монастыря икона в 1798 году была перемещена в Сковородский монастырь. Из него в 1921 году поступила в Новгородский музей в котором была раскрыта в два приема — в 1921 году частично и 1928—1932 годы полностью.

Иконография

Фрагмент иконы: Иисус Христос, фрагмент нимба, святые Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский

Икона написана на липовой доске с ковчегом, состоящей из трёх частей, скреплённых тремя накладными и двумя торцевыми шпонками. На доску наклеена паволока. Местами оригинальная живопись утрачена, замена поновлениями. На иконе много темной олифы, не удалённой при раскрытии, которая снижает интенсивность красок.

На иконе представлено поясное изображение святителя Николая благословляющего правой рукой и держащего левой рукой Евангелие. По сторонам от его головы помещены ростовые фигуры Иисуса Христа (лик с наибольшими утратами древней живописи, поновлён) и Богородицы, вручающие святителю Евангелие и омофор в память о чуде, произошедшем на Первом вселенском соборе (первый известный пример изображения в русской иконописи).

На полях иконы находятся фигуры святых:

  • на верхнем поле этимасия в окружении полуфигур архангелов Михаила и Гавриила и апостолов;
  • на боковых полях (попарно сверху вниз) в полный рост Василий Великий и Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Ипатий, Кирилл Александрийский и Афанасий Александрийский, Борис и Глеб, Георгий и Дмитрий, Флор и Лавр, Косма и Дамиан.

Нижнее поле иконы занимает ктиторская надпись выполненная черной краской с киноварными инициалами.

Лик святого хотя и близок к традиции византийского искусства комниновского периода, но

Цитата из статьи

святой утратил суровость фанатичного отца церкви. Перед нами добрый русский святитель, готовый оказать наиреальнейшую помощь своему подопечному».

Цитата из статьи

Живопись имитирует скань и эмаль на нимбе святого. Облачение святителя украшены золотыми с жемчугом крестами и ромбами и, по мнению академика В. Н. Лазарева, «разукрашено так, как будто художник воспроизводил народные вышивки». Это является отходом от эллинистических основ византийского искусства и делает икону ориентированной на народный вкус. В самой трактовке образа святителя Николая «много от наивной, почти что деревенской непосредственности восприятия».

Просмотров: 2426

Создан: 2016-08-27

Источник: Википедия

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
81
Зарегестрировалось
4786
Комментариев
20