Поясной Николай Чудотворец с избранными святыми

Поясной Николай Чудотворец с избранными святыми — новгородская икона домонгольского периода, находится в собрании Третьяковской галереи.
История
По мнению В. И. Антоновой, возможным местом создания иконы является Киев где в XII веке был написан её средник. В XIII веке икона реставрировалась в Новгороде где и были добавлены святые на полях. Академик В. Н. Лазарев отмечает, что в пользу Новгорода, как места реставрации иконы, свидетельствует подбор святых, орнамент этимасии и «рваная» трактовка волос.
Икона происходит из Новодевичьего монастыря в который, по преданию, была привезена в 1564 году из Новгорода Иваном Грозным.
В 1919 году икона была раскрыта во Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи. Хранилась в Государственном историческом музее из которого в 1930 году поступила в Третьяковскую галерею.
Иконография
Икона написана на липовой доске, оригинальные торцовые шпонки утрачены и заменены новыми. На обороте иконы четыре врезные короткие шпонки более позднего происхождения, одна из них утрачена.
На среднике иконе помещено поясное изображение святителя Николая Чудотворца. Правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие. В. Н. Лазарев считает, что икона выполнена мастером, подражавшем византийским образцам. При этом он отступил от византийского канона: голова святого получила вытянутую форму, значительно увеличен лоб, лицо получило множество морщин, подчёркнута впалость щёк. Академик Лазарев отмечает:
![]() |
Никогда бы константинопольский мастер, с присущим ему чувством органического, не порвал столь смело с эллинистической традицией. А новгородский мастер мог себе это позволить с лёгким сердцем, благо эту эллинистическую традицию он получил уже из вторых рук, в претворённом виде. И ему удалось создать уникальный образ, не похожий ни на одну из дошедших до нас византийских икон. |
![]() |
В. И. Антонова отмечает, что поля иконы как бы сжимают плечи святого, что усиливает продолговатое изображение головы. Для отражения аскетизма святого художник использовал тёмные краски: фелонь темно-коричневая с серебряными ассистами, морщины обозначены красновато-коричневой краской.
Отдельно искусствоведы отмечают, что данный образ святителя подчеркивает его интеллектуальные аспекты и является редким для русского искусства. Историк древнерусской живописи А. И. Анисимов отметил, что «сквозь византийский канон глядят черты язычника, античного философа, ритора, знающего все в мире и за миром, постигшего все его горести».
От оригинальной живописи омофора сохранились только следы. Фрагменты оригинального золота можно найти на вороте ризы святого, крестах омофора и крышке Евангелия. Оригинальный фон иконы был серебряный. Надпись на иконе и левкас нимба относятся к XVI веку.
На белом фоне крайне узких, опиленных полей помещены изображения святых:
- верхнее поле — полуфигуры святых Косьмы и Дамиана;
- боковые поля — Борис и Глеб, Флор и Лавр, Евдокия и Домна;
- нижнее поле — Параскева Пятница и Фотиния.
По мнению академика В. Н. Лазарева
![]() |
именно в этих небольших изображениях выступают те стилистические черты, которые получили в дальнейшем господство в новгородской иконописи: смелый отход от традиционных византийских канонов в сторону усиления живости образов, энергичная, свободная манера письма, чистая и яркая цветовая гамма. |
![]() |
На верхнем поле между святыми Косьмой и Дамианом помещено изображение этимасии. Киноварная подушка престола уготованного покрыта синей тканью, не ней помещена книга в окладе, украшенном камнями.