Минская икона Божией Матери

Минская икона Божией Матери белор. Мінская ікона Божай Маці

Минская чудотворная икона Божией Матери

Дата появления:

I век

Местонахождение:

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа,Минск

Дата празднования:

13 (26) августа

СОДЕРЖАНИЕ
Минская икона Божией Матери
История
Реставрация и исследования

Минская икона Божией Матери (белор. Мінская ікона Божай Маці) — главная православная святыня Беларуси, находится слева от Царских врат в минском кафедральном Свято-Духовом соборе. С 1500 г. неотлучно пребывает в городе: сначала в Нижнем Замке, затем — в Верхнем Месте.

Написана темперой по левкасу (грунт) на деревянной основе с ковчегом, размер которого 140 х 105 см, оклад украшен цветочным орнаментом. В современном виде первоначальная живопись находится под записями разных времён.

История

Происхождение

По церковному преданию, авторство иконы восходит к святому апостолу и евангелисту Луке, который известен и как первый иконописец. Эта работа выполнялась им в I в. от Рождества Христова, по просьбе собратьев-апостолов и других христиан. Сказав, что благодать Божия будет с иконой беспрестанно, Дева Мария благословила изображение и напутствовала его как зримый знак своего постоянного и благодатного присутствия среди людей. Икона, обретённая в Минске, первоначально многие годы находилась в Византии, затем в г. Корсунь, который был византийским в V — XІІІ вв. (Херсонес, ныне часть г. Севастополя, Крым, Россия).

Предание о происхождении иконы и последующем её обретении в Минске изложено в книге историка Игнатия Стебельского, изданной в Вильно в 1781 г. Он, в свою очередь, пользовался рукописью греко-католического иеромонаха Яна Ольшевского, жившего на рубеже XVII — XVIII вв. Некоторое время этот иеромонах-базилианин, проходя послушание в Минске, занимался переписыванием церковных книг, в частности, житий святых. Согласно сведениям ректора Минской духовной семинарии архимандрита Николая (Трусковского), который интересовался историей Белой Руси, Ольшевский составил описание чудес, происшедших от Минской иконы Божией Матери. В XVIII в. это описание сохранялось в Минском Свято-Духовом базилианском монастыре. В последующем рукопись Ольшевского исчезла. И. Стебельский пользовался также книгой X. Гумпенберга «Аtlantе Маrianо» («Атлас Марии», на латинском языке), в наше время не найденной.

Иконописец и богослов Л. А. Успенский отмечал:

Евангелист Лука. Изображение около 800 г.

В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около 10 икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует 21, из них 8 — в Риме. Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом <...> ...Церковь подчёркивает преемство благодати и силы, присущих всем спискам этих икон, как воспроизводящим (со свойственными им символами) подлинные черты Божией Матери, запечатлённые евангелистом Лукой.

Киевский период

Согласно преданию, из Корсуни икона была привезена в Киев и находилась в храме Успения Пресвятой Богородицы, или Десятинном, возведённом в конце Х в. Протоиерей Павел Афонский, написавший статью об иконе к 400-летию её обретения, высказал предположение, что икону перенёс в Киев великий князь киевский Владимир Святославович после венчания с византийской царевной Анной и своего крещения в Корсуни в 988 году. Киев неоднократно подвергался набегам завоевателей (в 1169, 1204, 1240 гг.). В этом храме икона могла находиться до 1240 г., когда во время нашествия татаро-монгол Киев был разрушен, и существование Десятинной церкви прервалось до 1635 г. Сведения об иконе теряются более чем на двести лет. Возможно, жители Киева её спрятали, и в дальнейшем она могла украсить собою киевский собор Святой Софии Премудрости Божией.

Херсонес, руины храма V — XІІІ вв., предположительно главного.

Летопись сохранила запись, что при очередном набеге на Киев в 1482 г. крымский хан Менгли I Гирей, захватив город, «ограбил его и выжег, взяв множество пленных». Легенда к этому добавляет, что один из захватчиков вынес святыню из храма, сорвал с неё драгоценные украшения и оклад, а икону бросил в р. Днепр.

Обретение в Минске

Предание сообщает, что за два дня до Успения Пресвятой Богородицы, 26 августа 1500 года, лик святой явился жителям Минска «то ли по воде, то ли против воды чудесным образом или через Ангелов перенесенный до Минска, на реке Свислочи под замок встал, а светом необычным с себя исходившим выданный, от обывателей места с воды добытый, и до церкви Замковой года 1500 дня 13 августа был сопровождённый» (дата по старому стилю). Есть также свидетельства, что киевляне, спасавшиеся от татар на белорусских землях, опознали свою святыню.

Руины киевской Десятинной церкви, рис. А. Вестерфельда, XVII век.

В 1505 г. орда Менгли Гирея подошла к Минску. Битва началась после молебна защитников города в замковой церкви. Завоеватели сожгли город, взяли в плен десятки тысяч горожан и местных крестьян, но замок остался неприступным. Считается, что он и его защитники находились под незримым покровительством иконы Божьей Матери. 6 августа 1506 г. в битве у г. Клецк (ныне в Минской области) белорусско-литовские войска разгромили завоевателей и освободили пленных. Этот факт был воспринят как кара чудотворной иконы в отношении захватчиков.

В 1591 году Минску был дан герб, изображающий на голубом небе Матерь Божию в окружении ангелов.

В церкви Рождества и Свято-Духовом храме

Более столетия икона сберегалась в Нижнем Замке Минска, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая в XVI в. являлась соборной, в том числе после заключения Брестской церковной унии 1596 г.

Около 1616 г. в Верхнем городе на месте деревянной православной Свято-Духовой церкви униатский архимандрит Афанасий (Пакоста) начал строительство каменного базилианского храма, также названного в честь Святого Духа. В этот храм по распоряжению греко-католического митрополита Иосифа (Рутского) была перенесена Минская икона Божией Матери. Предание указывает, что перенесение совершилось в день памяти св. Апостола и Евангелиста Луки (вероятно, 16 октября 1616 г.).

В 1626 г. сгорела соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Спустя некоторое время её отстроили заново. В 1635 г. минский бурмистр Лукаш Богушевич ходатайствовал перед митрополитом И. Рутским о возвращении иконы в эту церковь, но получил отказ.

При Свято-Духовом храме действовали мужской и женский монастыри. В 1733 г. греко-католический архимандрит Августин (Любенецкий) пожертвовал для особо торжественного почитания иконы 1000 талеров. На эти деньги при Свято-Духовом храме содержалась капелла, которая пела во время богослужений перед иконою.

В Петропавловском соборе. XX век

Минский Свято-Духов кафедральный собор.

В 1793 г. Минск вошел в состав Российской Империи. Свято-Духов храм был передан православной церкви и превращен в кафедральный собор (то есть он действовал на том месте, где и первоначально находился православный храм). В 1795 г. собор был освящен во имя Святых апостолов Петра и Павла. В 1835 г. он пострадал от пожара, но икону спасли. В 1852 году Е. П. Шкларевич, супруга минского губернатора, при содействии нескольких благотворителей из Минска и Санкт-Петербурга пожертвовала иконе новую, украшенную различными драгоценностями, серебряную вызолоченную ризу. В честь иконы был освящен правый предел собора.

По благословению епископа Митрофана (Краснопольского), занимавшего местную кафедру в 1912—1916 гг. (в 1919 г. принявшего мученическую смерть от гонителей Церкви), икону раз в год, в день её обретения, стали выносить из собора, ставить на специально устроенный аналой и служить молебны.

Весной 1922 г., во время изъятия церковных ценностей, с иконы была снята её риза. Прихожане собора пытались сохранить ризу и выплатили за неё равную по стоимости сумму золотом и драгоценностями, но власти, приняв этот сбор, через несколько дней изъяли и ризу.

До 1935 г. икона пребывала в Петропавловском соборе. К тому времени храм находился у обновленцев (выступали за отмену ряда канонических правил). Ночью летом 1936 г. Петропавловский собор был взорван. Икону Божией Матери власти забрали в краеведческий музей. В запасниках музея икона находилась до начала Великой Отечественной войны.

В 1941 г., после отступления Красной Армии, жительница Минска Варвара Васильевна Слабко выпросила икону у немецких оккупационных властей. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал её в Свято-Екатерининский храм на р. Немиге. После закрытия этой церкви в 1945 г. икона была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор (до 1918 г. служивший храмом мужского монастыря), где находится и в наше время.

Реставрация и исследования

В 1990-е годы по просьбе настоятеля собора протоирея Михаила (Булгакова) восстановительные работы проводил художник-реставратор высшей категории П. Журбей. После снятия серебряной ризы художник определил следующее: основа набрана из трех досок липы; верхняя и правая стороны наращивались накладными планками шириной 40 и 50 мм; через икону проходят две сквозные вертикальные трещины шириной 3 — 4 мм; на месте соединения накладных планок образовались трещины шириной 1,5 — 2 мм; тыльная сторона закреплена дубовыми планками; древесина источена жуком-точильщиком; доски от времени потемнели; на фоне иконы — вздутия, частичная утрата красочного слоя; на местах склейки досок и планок — осыпавшийся грунт; живописный слой отстает от нижних пластов живописи, позолоты и грунта; битое стекло, приклеенное к фону вокруг изображения Богоматери и младенца Христа; речной песок на нимбах, замешанный на цементе с клеем; загрязнения и копоть по трещинам иконы.

Исследования также показали, что в разное время делались обновления иконы: например, в 1852 году первоначальная темперная живопись была полностью записана масляными красками; в результате записей и обновлений Божьей Матери были дописаны корона, скипетр в её руке и держава в руке младенца Христа. Это соответствовало западным обычаям, пришедшим в иконопись Беларуси со времён унии, но не было принято в Византии. Художник XIX века переписал лики, руки и одеяния, ввёл приёмы реалистической живописи, что не имеет отношения к древней иконописи. 22 апреля 1992 года, в Великую Среду, после снятия реставратором наиболее грубых записей, воссоздания живописи, близкой по технике к записям XVII — XIX веков, икону освятил митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет.

В 1999 году художник-иконописец П. Жаров, проведя рентгенографические исследования, восстановил первозданный образ иконы. Согласно выводам П. Журбея и П. Жарова, икона написана значительно раньше, чем в XVI веке (когда она была обретена в Минске).

[shortcode=minskaya-ikona-bozhiej-materi] Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Свято-Успенской Жировицкой обители священноархимандрит.

Под благословенным покровом чудотворного Минского образа Владычицы… богоспасаемая столица Белой Руси пребывает уже пять столетий. Исторический путь этой святыни связывает воедино времена и народы — древневизантийскую столицу Царьград, греческий город Корсунь, мать русских городов Киев и столицу Белой Руси Минск… И в каждом месте своего пребывания эта древняя икона… являла великую милость тем, кто припадал к ней с верою и благоговением…

— Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет (из проповеди в один из ежегодных праздников иконы 26 августа).

Просмотров: 2777

Создан: 2018-04-16

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
81
Зарегестрировалось
4786
Комментариев
20