Игрушки императрицы Феодоры
Игрушки императрицы Феодоры |
|
Размеры: |
22×17 см |
Иконографический тип: |
Христос-Вседержитель и Богоматерь «Умиление» |
Местонахождение: |
Ватопедский монастырь |
«Игрушки императрицы Феодоры» (греч. τὰ νινία — «куклы», «ляльки») — диптих из икон Христа и Богородицы, хранящийся в Ватопедском монастыре на Афоне. Происхождение икон приписывается преданием византийской императрице Феодоре, восстановившей иконопочитание.
Отдельные песнопения в честь данных икон не написаны, день празднования не установлен. Диптих ежегодно выноситься в день Торжества Православия для поклонения.
История икон императрицы Феодоры
Феодора в 831 году стала супругой императора-иконоборца Феофила. Выросшая в семье иконопочитателей она, переселившись во дворец, продолжала молиться перед иконами, пряча их под одеждой, а также во множестве ларцов в своей половине дворца. Продолжатель Феофана описывает случай, когда Феодору за молитвой перед иконами застал императорский шут Дендрис и без злого умысла проговорился об этом императору:
Царь все понял, воспылал гневом и, как встал из-за стола, сразу отправился к жене, осыпал её всякой бранью и бесстыдным языком своим обозвал идолопоклонницей и передал слова помешанного. На что она, уняв гнев, сразу ответила: „Не так, совсем не так, царь, понял ты это. Мы со служанками смотрелись в зеркало, а Дендрис увидел отраженные там фигуры, пошел и без всякого смысла донёс о том господину и царю“. Так удалось ей тогда погасить царский гнев. |
За свою болтливость шут был подвергнут Феодорой телесному наказанию, и когда потом император узнавал у Дендриса «не целует ли снова мама красивых лялек», тот схватился за зад и отказался отвечать о «ляльках».
По другому преданию, отраженному в «Повести о чудотворной хиландарской иконе Божией Матери „Троеручица“» (составлена в последней трети XVII — середине XVIII века) перед смертью Феофила Феодора принесла ему одну из своих икон:
егда же ея муж, цар Феофил, иконоборец, умираше, и зинувши тако, яко утроба его изнутрь зряшеся, и сию икону ему пред очи постави, и помалу составишася, кое и святыя мощи вельми благоухание имеет. |
Ватопедский диптих
Сообщений о диптихе из Ватопедского монастыря и его судьбе до середины XVI века нет. Впервые о нём упоминается в сообщении 1559 года о хиландарском посольстве в Москву. Среди монастырских святынь, которые собрал святитель Савва Сербский упоминается «образ Пречистыя Богородицы невелик, златом обложен, и от того образа великое благоухание исходит, что цесарица Феодора в подушце держаше в тайне, при цари Феофиле иконоборце».
Миниатюрный диптих в монастыре Ватопед видел в 1744 году русский путешественник В. Г. Григорович-Барский. В своих записках он упоминает его под именем «игрушек императрицы Феодоры»:
некии древни икони малы… зело достохвалнаго и удивительного художества: Христос на особной дщицы, и Богородица с Младенцем на другой, зело ветхии и удивителнаго живописания, висящии над игуменскою кафедрою, именуемы гречески «неня тис василессис Феодорас», си есть куклы царыци Феодоры. |
Достоверность ватопедского предания, отождествляющего диптих с иконами императрицы Феодоры, ставил под сомнение русский византинист архимандрит Антонин (Капустин). Он ссылался на то, что на миниатюрах древнейших минологиев Феодора изображена держащей в руках небольшую икону круглой, а не прямоугольной формы.
Историк византийского искусства Н. П. Кондаков считает, что «ватопедскую икону, сохраняемую ныне в складне с двумя иконами, ещё можно признать греческою, хотя позднейшею, иконою Богородицы с Младенцем на правой руке, но, очевидно, только её малый размер дал повод к легенде… Письмо её не ранее XVI в., но на доску набиты части древнего оклада из ленточной скани XIV—XV вв.». Икону Пантократора Кондаков относит к русской работе XVII века.
Современными исследователями ватопедские иконы датируются концом XIV — началом XV века и считаются вкладом в монастырь Анны Палеологины Кантакузины Филантропины, супруги трапезундского импператора Мануила III.
Иконы имеют размер 22 × 17 см. Украшены древней басмой и серебряными позолоченными окладами XVIII века с изображениями серафимов. Голову Богородицы венчает позолоченная корона из серебра.