Литургия Иоанна Златоуста
Литурги́я Иоа́нна Златоу́ста (греч. Η Θεία Λειτουργία του Χρυσοστόμου) — чин литургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается в бо́льшую часть дней богослужебного года в православной церкви. Авторство традиционно приписывается святителю Иоанну Златоусту, Константинопольскому архиепископу.
Литургия Иоанна Златоуста состоит из трёх последовательных частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.
Проскомидия
Проскомидия (греч. προσκομιδή, «принесение», «подношение», от προσκομίζω, «приносить») — подготовительная часть литургии. Священники облачаются (стихарь) и читают входные молитвы («Боже, очисти меня, грешного, и помилуй меня» и пр.). Диакон обыкновенно испрашивает благословения у священника («Благослови, Владыко!»). Затем на жертвеннике приготовляется Святые Дары: хлеб (просфора) и вино для совершения евхаристии. Хлеб возлагается на дискос с помощью копия, вино вливается в потир. Далее совершается каждение жертвенника и покрытие потира и дискоса покровами. Священник благословляет дары.
Литургия оглашенных
Диакон, испросив благословения у священника («Благослови, Владыко!»), читает ектению (общую молитву о благополучии церкви и государства), которая начинается со слов: «Миром Господу помолимся!». Прихожане отвечают возгласами «Господи, помилуй!». Затем следуют антифоны, повторяющие пение псалмов (Пс. 102, 145), чередующиеся с пением гимна Единородный Сыне. Далее поются Евангельские заповеди о блаженствах, после чего торжественно вносится Библия. Хор поёт тропарь по уставу. Далее следует пение трисвятого, чтение «Апостола» (предваряется прокимном) и «Евангелия» (предваряется аллилуиарием); «После чтения Писания обязательно следовала проповедь» (однако ныне проповедь отодвигается на конец богослужения и превращается в напутственное слово). Затем следует ектения об умерших и оглашенных, а также отпуст оглашенных («оглашеннии, изыдите»).
Литургия верных
Литургия верных начинается с благодарения и славословия Богу. Затем снова следует ектения, после которой поется херувимская песнь. Далее диакон производит каждение храма, а Святые Дары с жертвенника перемещаются на престол. После пожелания мира снимается завеса с Царских врат и исполняется Никео-Цареградский символ веры. Священник благословляет прихожан, начиная анафору. Затем читается Отче наш. Первыми в алтаре причащаются священнослужители. После открываются Царские врата, и диакон выносит Святые Дары для причащения народа, который встаёт в очередь и складывает крестообразно руки на груди. Затем поётся благодарственная молитва (сопровождаемая пением Пс. 33), после чего идёт отпуст. В конце службы верным раздаётся антидор.