Ангел

Ангел (деталь картины Рафаэля «Воскресение Христа», 1499—1502 годы)

Ангел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос — «вестник, посланец»), в авраамических религиях — духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Традиционно ангел изображается как антропоморфное существо с крыльями за спиной.

Этимология названия

Греческое слово ἄγγελος — «ангелос», прямой перевод др.-евр. מלאך‎ — «мала́х» с тем же значением, от архаичного корня др.-евр. לאכ‎ — «посылать», засвидетельствованного в угаритском языке; напрямую из иврита заимствовано арабское слово ملاك‎ мала́к.

В Священных Писаниях авраамических религий

В Ветхом Завете

Ангельское пение. Вильям Бугро. 1881. Музей Геттик

По учению Православной церкви, змей-искуситель (Быт. 3:1-2,4) — есть не кто иной, как дьявол — падший ангел, так как

Цитата из статьи

Он был человекоубийца от начала и не устоял в Истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи.

Цитата из статьи
СОДЕРЖАНИЕ
Ангел
Ангелоподобные существа в других религиях
Способности ангелов
Архангелы

За повествованием о грехопадении в Библии вскоре следует упоминание херувима, сохранившего верность Богу:

Цитата из статьи

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к Дереву Жизни.

(Быт. 3:23—24)

Цитата из статьи

Часть богословов в христианстве и иудаизме придерживались мнения о том, что в (Быт. 6:2-4) говорится об ангелах, которые некогда вступали в браки с людьми, порождая исполинов (нефилим). Для этого они воплощались в человеческое тело и сходили на землю:

Цитата из статьи

В то время были на земле исполины (нефилим), особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

(Быт. 6:4)

Цитата из статьи

Эти взгляды изложены в апокрифических книгах Еноха и Юбилеев, этого мнения придерживались многие раннехристианские авторы (Иустин Философ, Ириней, Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий и др.). В настоящее время этих взглядов придерживаются и Свидетели Иеговы. Большинство прославленных своими экзегетически­ми трудами отцов Церкви (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит Кирский, Кирилл Иерусалимский, Иероним Стридонский, Августин и др.) придерживались мнения, что под «сынами Божьими» здесь подразумевались благочестивые сифиты (потомки Сифа).

Также есть версии на основании (Иуд. 1:6), что ангелы, упомянутые здесь, и есть те самые — «не сохранившие своё достоинство, но оставившие своё жилище» и за это наказаны Богом «в вечных узах, под мраком»

Цитата из статьи

ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.

(Иуд. 1:6)

Цитата из статьи

В Новом Завете

Цитата из статьи

…они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение

(Евр. 1:14)

Цитата из статьи

В большинстве переводов Библии при упоминаниях о падших и всяких согрешивших (выступивших против Бога) ангелах используют строчную букву, а при упоминании святых Ангелов — прописную.

В Коране

Вера в ангелов является неотъемлемой частью веры мусульманина (Аль-Бакара 2:177), это один из столпов веры мусульманина.

В авраамических религиях

Ангел с цветком. XIV век

В иудаизме

Среди семи ангелов еврейской религии лишь трое названы в Танахе (Ветхом Завете) по имени: Михаэль, Габриэль и Рафаэль. Остальные четверо, Ориэль, Регуэль, Сариэль и Иерахмиэль, упоминаются в неканонической литературе (Книге Еноха). Считается, что четыре ангела стоят перед престолом Господа и охраняют четыре стороны света: Михаэль, Габриэль, Ориэль и Рафаэль.

В каббале

В каббале количество ангелов (ивр. ‏מלאכא ‏‎, малаха) насчитывается от 100 тысяч до 49 миллионов. Иерархия ангелов раскрывается в соответствии с древом 10 сфирот и системой 5 миров.

Ангелы помогают на пути к Всевышнему через чертоги (эйхалот) и миры (оламот):

  • Материальный, физический мир, в котором мы живём.
  • Мир, которым повелевают 10 ангельских войск. У каждого ангела есть своё имя. Во главе их ангел наивысшего чина Метатрон.
  • Мир света, который открывается из наивысшего, Божьего мира.
  • Божий мир, который совмещается с женской ипостасью Бога Шехина.

Каждой из 10 сфирот на древе жизни соответствует ангел и ангельский чин. Это главные проводники божественной энергии. Каждый расцветает подобно светящейся розе, в каждом лепестке которой открывается крылатый контур. Имена сефирот отвлечённы: утверждение, красота, вечность, прекрасное, сила, милость, знание, мудрость, понимание и корона, венец. Располагаются они в обращённой вершиной вниз пирамиде. В основании находится ангел Сандальфон, это ангел-хранитель.

В книге Бахир говорится, что от Творца человек получил власть над ангелами, которые скрываются в Книге Бытия (Берешит) под именем птиц небесных (Быт. 1:26).

У Бога есть восемь главных ангелов, они считаются Его «воплощениями»:

  • Анаэль, Внемли мне Бог
  • Габриэль, Сила Бога
  • Самуэль, Сильнейший яд
  • Михаэль, Подобный Богу, предводитель небесного воинства
  • Сашиэль, Справедливость Бога
  • Рафаэль, Бог Исцелитель
  • Кассиэль, Престол Бога
  • Ориэль (Урии́л), Огонь Божий
  • Метатрон, Глас Божий

Духи (человеческая душа, освободившаяся от тела):

  • Паваель, Дух Святого Иосифа
  • Кафаель, Дух Сопутствующий Иоанну Крестителю в пустыне
  • Рафаэль, Дух Соломона
  • Гетатия, Дух Моисея
  • Уриель, Дух Ездры
  • Заимель, Дух Моисеева жезла
  • Гетаель, Дух Иисуса Навина
  • Гимель, Дух змея Евы
  • Камаель, Дух личного мужества
  • Офиль, Дух благочестия
  • Алепта, Дух Авраама
  • Габриель, Дух Илии
  • Самаель, Дух Иоанна Крестителя
  • Михаель, Дух Елессея
  • Во-Аель, Дух призраков
  • Тетатиа, Дух добродетели
  • Анаель, Дух познания
  • Фалет, Дух счастья (земного рая)

У дьявола есть семь главных демонов, они также считаются обличьями дьявола:

  • Самаэль, Владыка воздуха и Ангел Загробного Суда
  • Вельзевул, Владыка Тьмы и Демонов
  • Питон, Дух Прорицания
  • Белиал, Дух Вероломства
  • Асмодей, Демон Истребитель
  • Люцифер, Дух астрального света
  • Сатана, Противящийся Богу

Над всеми этими творениями возвышается ангел молитвенных размышлений о Боге. Путь молитвенных размышлений ведёт его ко всё более возвышающей возможности любви, которая, в конечном счёте, достигается осознанием того, что каждая жизнь свята, что каждая жизнь есть Бог и передача любви. Всё, что мы сделаем в божественном экстазе молитвы или молитвенного размышления, представляет собой акт творения. И только такое деяние в Боге и посредством Бога создаёт новых ангелов. Наивысшим творением из всего являются заповеди Торы, изучение, познание Торы, молитвы и покаяния. Каждая заповедь, которую совершает человек, это не только акт духовного созерцания, сам по себе священный, но это также акт преобразования материального, физического мира.

Согласно еврейской традиции, ангелы являются существами мужского пола и не имеют крыльев.

В христианстве

«Ангел Рублёва» (миниатюра Евангелия Хитрово)

По христианскому учению все ангелы — суть служебные духи. Они сотворены были Богом прежде создания материального мира, над которым они имеют значительную власть. Их значительно больше, чем всех людей. Назначение ангелов: восславление Бога, воплощение славы Его, направлять и воплощать благодать во славу Божию (потому они — великая помощь спасающимся), их удел — славословие Бога и исполнение Его поручений, воли. Ангелы, так же как и люди, имеют ум, и ум их много более совершенен, чем человеческий. Ангелы — вечны. Чаще всего ангелы изображаются в виде безбородых юношей, в светлых диаконских (символ служения) облачениях (стихарь, орарь, поручи), с крыльями за спиной (символ скорости) и с нимбом над головой. Однако в видениях ангелы представали людям и как шестикрылые (когда Ангелы не сходны человеку по внешнему виду, тогда крылья их — как струящиеся потоки благодати), и в виде колёс, усеянных глазами, и в виде существ с четырьмя лицами на голове, и как мечи огненные вращающиеся, а то и в виде причудливых животных (сфинксы, химеры, кентавры, пегасы, грифоны, единороги и др.).

В ангельском мире была учреждена Богом строгая иерархия из 9-ти ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Руководивший всем ангельским воинством Люцифер — самый могущественный, талантливый, красивый и приближённый к Богу, настолько возгордился своим наивысшим положением среди прочих ангелов, что отказался признать человека как существо, по способностям равное Богу (имеется в виду способность человека творить и видеть суть вещей), то есть выше его, сам захотел стать выше Бога, и из-за чего он и был низвергнут. Более того, ему удалось совратить множество ангелов из разных чинов. И в этот момент Архангел Михаил призвал колеблющихся оставаться верными Богу, возглавил воинство светлых ангелов и поразил Люцифера (который стал называться диаволом, сатаной, лукавым и пр., а другие падшие ангелы — бесами, демонами, чертями и пр.). И была война на Небе, в результате которой нечистая сила низверглась в «преисподняя земли», то есть в ад, где сорганизовалась в «царство» Веельзевула, с такой же ангельской иерархией. Падшие духи не до конца лишены своего прежнего могущества и, по попущению Бога, могут внушать людям греховные мысли и желания, руководить ими и причинять им боль. Но людям же помогают и добрые ангелы, которых больше, чем бесов (в Апокалипсисе (Откр. 12:4) говорится, что змей (люцифер) увлёк треть звёзд (ангелов)).

Белый ангел (фреска XII века, монастырь Милешева)

Впрочем, имя духа — не то же, что имя человека. Бог — Дух, и как Дух — называет существо не по преходящему, но по Славе. Имя Ангела — имя его славы. Имена некоторых (в православной традиции — семи) Ангелов (Архангелов) открыты людям: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Селафиил, Варахиил. При этом четыре первых Ангела считаются «библейскими», то есть имена их прямо названы в Писании, а три последних известны из Предания.

В Православии существует представление об ангелах-хранителях, посылаемых Богом каждому человеку сразу после его крещения: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф.18,10). На каждого человека охотятся и демоны, желающие погубить его душу с помощью внушаемых страхов, искушений и соблазнов. В сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведётся «невидимая брань». Но почти всегда Бог не Сам лично является людям, но доверяет своим ангелам (или святым людям) донести волю Свою. Такой порядок установлен Богом, чтобы большее число личностей было вовлечено (и этим освящено) в промысл Божий, и чтобы не нарушать свободы людей, не способных выдержать личного явления Бога во всей Его славе. Поэтому ветхозаветные пророки, Иоанн Креститель, многие святители и преподобные в Церкви называются ангелами.

Кроме того, за каждого христианина Церковь земная с небесными покровителями возносит особые молитвы, и Бог имеет о нём особое попечение.

У каждого Ангела (и у беса) различные способности: одни «специализируются» на добродетели нестяжания, другие укрепляют в людях веру, третьи помогают ещё в чём-то. Так же и демоны — одни нагоняют блудные страсти, другие — гнев, третьи — тщеславие, и т. д. Кроме личных Ангелов — хранителей (приставленных к каждому человеку) есть Ангелы — покровители городов и целых государств. Но они никогда не враждуют, даже если эти государства воюют между собой, но молятся Богу о вразумлении людей и даровании мира на земле.

Ангельская иерархия в христианском вероучении

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (новгородская икона, конец XV века)

Херувимы упоминаются в Ветхом Завете много раз. В Книге Бытия (3:24), (Пс.17:11), (1Цар.4:4, 2Цар.6:2, Ис.37:16 и т. д.).Серафимы описаны в книге пророка Исаии (Ис 6:1-7). В трех Посланиях ап. Павла (между 48 и 58 гг.) названы дополнительно к Ангелам: Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти и Силы.(Ефес 1:21), (Ефес 6:12), (Кол 1:16), (1 Сол 4:16).

В своем творении св. Григорий Богослов пишет, что существуют девять ангельских чинов: «Разве простремся в той мере, в какой знаем, что есть какие-то Ангелы (ἀγγέλους), Архангелы (ἀρχαγγέλους), Престолы (θρόνους), Господства (κυριότητας), Начала (ἀρχάς), Власти (ἐξουσίας), Светлости (λαμπρότητας), Восхождения (ἀναβάσεις), умные Силы или Умы (νοερὰς δυνάμεις, ἢ νόας), природы чистой, беспримесные, непреклонные или неудобопреклоняемые ко злу, непрестанно ликовствующие окрест первой Причины».

Св. Кирилл Иерусалимский выделяет также девять чинов, хотя в таком порядке: «…Посем вспоминаем…всю тварь…невидимую, Ангелов, Архангелов, Силы, Господства, Начала, Власти, Престоли, Херувимов многоочих (Иез. 10,21 и 1,6), как бы говоря с Давидом: возвеличите Господа со мною (Пс. 33,4). Поминаем же и Серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих окрест Божия Престола, и двумя крыльями закрывающих лице, двумя ноги, а двумя летающих, и восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6,2-3). И для того преданное нам от Серафимов Богословие сие повторяем, да соделаемся причастниками песнопения купно с премирными воинствами».

Св. Афанасий Великий (ум. 373) упоминает в своем «Послании к Серапиону»: « 13) … Ангелы …Серафимов… Херувимов… Архангелов …Господств… Престолов… Начал… иного чего».

В «Слове на Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» св. Амфилохий Иконийский (ум. 394) перечисляет: Херувимы, Серафимы, Архангелы, Господства, Силы и Власти.

В одной из проповедей, приписываемой Иоанну Златоусту, перечисляются 9 ангельских чинов, в том же порядке, что у Кирилла Иерусалимского: «Божественная мудрость, воспользовавшись этим светильником, отыскала одну потерянную драхму и присоединила к девяти ангельским драхмам. Необходимо, возлюбленные, сказать, кто это жена, имеющая десять драхм. Это мудрость Божия, имеющая десять драхм. Какие? Сосчитай: ангелы, архангелы, начала, власти, силы, престолы, господства, херувимы, серафимы и первозданный Адам».

Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в конце V века апокрифическая книга, приписываемая Дионисию Ареопагиту, «О небесной иерархии» (греч. «Περί της ουρανίας», лат. «De caelesti hierarchia»), более известная в редакции VI века. Согласно данной книге, ангелы располагаются в следующем порядке:

Первый лик

  • Серафимы (ивр. ‏שׂרפים ‏‎ — горящие, пламенеющие, огненные, др.-греч. σεραφίμ (Ис 6:2-3)) — шестикрылые ангелы. «Пламенеющие», «Огненные». Они пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней.
  • Херувимы (др.-греч. χερουβίμ от ивр. ‏כרובים ‏‎, керубим — заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости (Быт 3:24; Иез 10; Пс 17:11)) — четырёхкрылые и четырёхликие ангелы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение. В чин литургии византийского обряда входит песнопение, называемое херувимской песнью: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе…». Она состоит из двух частей, разделяемых великим входом, перед ней раскрываются царские врата алтаря.
  • Престолы (др.-греч. θρόνοι), согласно Дионисию: «Богоносные» (Иез 1:15-21; 10:1-17) — на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.

Второй лик

  • Господства, др.-греч. κυριότητες, лат. dominationes (Кол 1:16) — наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения.
  • Силы, др.-греч. δυνάμεις, лат. potestates (Рим 8:38; Еф 1:21) — творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим.
  • Власти, др.-греч. ἐξουσίες, лат. virtutes (Кол 1:16) — имеют власть укрощать силу дьявола.

Третий лик

  • Начальства (Начала) (архонты), др.-греч. ἀρχαί, лат. principates (Рим 8:38; Еф 1,21; Кол 1:16) — им поручено управлять Вселенной и стихиями природы.
  • Архангелы (начальники ангелов), др.-греч. ἀρχάγγελοι — Михаил (Откр 12:7) — учители небесные, учат людей, как поступать в жизни.
  • Ангелы, др.-греч. ἀγγελοι — наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Гавриил (Лук 1:26); Рафаил (Тов 5:4); (Для Псевдо-Дионисия архангел Михаил является «ангелом»); Семь Ангелов с золотыми чашами, наполненными гневом Бога (Откр 15:1); Ангел Бездны Аваддон с цепью и ключом от бездны (Откр 9:1, 11; 20:1); Семь Ангелов с трубами (Откр 8:6).

В исламе

Вера в ангелов является неотъемлемой частью веры мусульманина (Коран 2:177), это один из столпов веры мусульманина. По исламским представлениям ангелы сотворены из стихии света, бесполы, невероятно сильны. Смысл их существования заключается в служении Аллаху (Коран 2:34). Ангелы безгрешны, так как не наделены Аллахом соблазном (нафс) и способностью делать выбор, беспрекословно выполняют Его приказы.

  • Ангел вестник Джабраил (Архангел Гавриил) — на него возложена функция передачи Священного Откровения от Аллаха пророкам.
  • Ангел Микаил (Архангел Михаил) — распределяет людям «ризк» (пропитание и благие вещи).
  • Ангел Исрафил — ему поручено дуть в Рог в Судный день.
  • Ангел Азраил — является Ангелом Смерти, по приказу Аллаха, перед смертью человека забирает его душу.
  • Ангел Дадраил — ангел, несущий болезни.
  • Ангелы Харут и Марут — дают людям магическое знание о колдовстве, но не для его использования, а лишь для испытания людей, подобно яблоку в раю (запретный плод). За использование этих знаний человек будет гореть в Аду (Коран 2:102). Согласно «Смысловому переводу Корана» В. Пороховой, братья Харут и Марут были обыкновенными людьми, но настолько преуспели в магии и колдовстве, что люди причислили их к ангелам.
  • Ангел Идрис — ангел, источник знаний.
  • Ангел Малик — охраняющий Ад.
  • Ангелы Мункар и Накир — допрашивают людей в могилах.

Также, в Коране и в сунне Пророка Мухаммада описываются и другие ангелы, без называния их имён:

  • ангелы-хранители — ангелы, которые всюду следуют за человеком и защищают его по воле Всевышнего или же отступают, когда Аллах посылает ему испытания по Своей мудрости.
  • ангелы-писари — ангелы, находящиеся по правое и левое плечо от человека, и записывающие каждое его деяние и слово. (Коран 50:17; 82:10-12). На основании этих фактических материалов Аллах будет выносить человеку тот или иной приговор в Судный день.
  • ангелы, управляющие природными явлениями и силами. Среди них ангел-хранитель гор, ангел, водящий солнце и т. п. Как было сказано раньше, все свои действия они совершают лишь по велению Аллаха.
  • ангел, наблюдающий за утробами матерей и записывающий ещё в утробе пол ребёнка, его удел, срок, судьбу.
  • ангелы, несущие Трон Аллаха.
  • ангелы-стражи Рая и Ада.
  • ангелы-воины — ангелы, которые даются Аллахом в помощь человеческим войскам, как Благословение и Довольство Аллахом этими людьми.
  • ангелы, странствующие по дорогам в поисках людей, поминающих Аллаха и помогающие им. Они же передают приветствия всех мусульман Пророку Мухаммаду.

Ангелоподобные существа в других религиях

В буддизме

В буддизме идея ангелов находит своё отражение в концепции бодхисаттвы — некого Просветлённого Существа, подобного ангелам в авраамических религиях (см. Льюис Джеймс Р., Оливер Ивлин Д. Энциклопедия ангелов. Сер. «Энциклопедии»/Пер. с англ. П. В. Алтухова. Р/н/Д., 1997. — С. 101).

В зороастризме

Для последователей зороастризма — Амеша Спента, язаты.

Ангел в чувашской мифологии

Пирешти (чуваш. Пирĕшти) — в чувашской мифологии антропоморфное и зооморфное существо, включено в полисистемность божеств и духов, обладает многочисленными функциями и выступает в различных образах: человекоподобный вестник, передающий через Кепе или Пулех Верховному богу Турă просьбы людей, или, наоборот, от богов небесного мира доносящий до людей добрые вести; ангел-защитник человека, сидящий на его плечах, часто их двое; дух-хранитель души, в виде неопределенной птицы; божество дома, в отличие от Хэртсурт (чуваш. Хĕртҫурт), способное делать только добро; покровитель лошадей, вообще скота.

Образ и функции Пирешти восходят к древнеиранской культуре: авест. Фраваши — податель жизни, защитник, дух-хранитель, вечные души предков в облике птиц; перс. Фереште — ангел, вестник.

В сикхизме

Азраил (как Азраа-иил) — имя ангела смерти в Гуру Грантх Сахиб, священной книге и последнему гуру сикхизма.

В других источниках

В мифологии Розы мира

Ангелы Высшего круга:

  • Архангелы — хранители силы и мудрости, также самая страшная кара Господня
  • Херувимы — хранители светлых миссий,
  • Серафимы — хранители некоторых человеческих содружеств (церквей, общин, этических объединений),
  • Престолы — хранители наций.

Ангелы Низшего круга:

  • Астралы или Власти — творцы материальности Энрофа,
  • Силы — творцы материальности сакуалы даймонов,
  • Господства — творцы материальности миров просветления, кроме Олирны,
  • Начала — творцы материальности затомисов,

Ангелы низшего круга некогда были ангельским человечеством и обитали в Олирне. Архангелами становятся сирины, алконосты, гамаюны христианских метакультур.

Также в Розе мира упоминаются ангелы мрака.

В Книге Урантии

В Книге Урантии говорится, что ангелы принадлежат к категории попечительских духов.

Ангелы — это духовные попечители и товарищи восходящих эволюционных волевых созданий всего пространства; они также являются коллегами и партнерами вышестоящего воинства божественных личностей сфер. Ангелы всех чинов представляют собой ярко выраженные и высокоиндивидуализированные личности.

— (285:2)

Ангелы в Книге Урантии классифицируются следующим образом:

  • Супернафимы
  • Секонафимы
  • Тертиафимы
  • Омниафимы
  • Серафимы
  • Херувимы и сановимы

Как следует из Книги Урантии, есть и другие нераскрытые ангельские чины.

Изображения ангелов

Ангелы обычно изображались в виде светловолосых андрогинных юношей с крыльями (символ свободы духа) в белой льняной одежде с золотыми поясами. Место обитания ангелов — небеса, которые сотворены прежде плотного неба (Быт.1.1, Быт.1.8).

Способности ангелов

Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми Ангел будет обладать. Некоторые способности были показаны во многих христианских сказаниях:

  • Быть невидимым для физического восприятия;
  • Способность к полёту в духовном;
  • Способность к проявлению в материальном:
  • Способность появляться в физическом человеческом теле, способность к воздействию на физический мир;
  • Видение через время, видение как лица человеческой души, так и мыслей человека в душе и во взгляде, глубинных помышлений сердца человека;
  • Способность уничтожать целые города;
  • Возможность греховного выбора существует для ангелов в христианстве, но отсутствует в исламе и иудаизме

Правда, р. Саадия Гаон (IX—X вв.) признавал свободу выбора у ангелов.

Архангелы

Собор архангела Михаила (русская икона, XIX век)

Архангел (греч. αρχι- — «главный, старший» и άγγελος — «вестник, посланец») — в христианских представлениях старший ангел. В системе ангельской иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита это восьмой из девяти чинов ангельских. В канонических книгах Библии архангелом непосредственно назван только лишь Михаил, но согласно традициям церкви, архангелов несколько.

По классификации ангелов, изложенной в сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита (V — начало VI веков) «О небесной иерархии», Архангел есть название второго чина в третьем, низшем лике ангельской иерархии (1-й чин — ангелы, 2-й — архангелы, 3-й — начала). По другой, более древней классификации — в иудейском апокрифе «Книга Еноха» (II в. до н. э.) — существует семь Архангелов:

  • Михаил — главный Архангел,
  • Люцифер — Падший архангел,
  • Уриил — властвующий над небесными светилами,
  • Рафаил — властитель мысли человека и его исцелитель,
  • Рагуил — подвергающий наказаниям мир светил,
  • Сариил — начальник над духами, соблазняющими и вовлекающими людей в грех,
  • Гавриил — страж рая и начальник над духами, оказывающими помощь людям.

Вероятно, семь Архангелов «Книги Еноха» соответствуют семи Амеша Спента зороастрийского пантеона и семи планетным духам вавилонян. Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет. Семь Архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов (небесного воинства) называются также в христианской традиции архистратигами.

Архангелы (средневековая гравюра)

Учение о семи ангелах есть и в канонических книгах Библии. В Книге Товит: «Я — Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред Славу Святого» (12,15). В Апокалипсисе: «семь звезд суть Ангелы семи церквей» (1,20). Учение о соборе семи Архангелов с конкретными именами появляется в средневековье в XV веке, это описание сделал францисканский португальский монах Амадей Мендес да Сильва(† 1482), имена он узнал из собственного откровения. В средние века появляется культ семи ангелов в Католической Церкви и строятся храмы в Риме, затем в Неаполе. До конца XVII века этого учения о соборе из 7 архангелов с конкретными именами в Православии, как в иконографии, так и в агиографии (Великие четьи-минеи свт. Макария XVI века, Жития святых Тулупова середины XVII века) — нет. Учение с именами из откровения Амадея португальского внесено в жития святых Димитрия Ростовского под числом 26 марта в издании 1700 года. В самой Католической церкви учение о семи ангелах, с конкретными именами, было отвергнуто и возвратились к поклонению только трех ангелов: Михаила, Гавриила и Рафаила, только к тем именам, которые разрешил почитать Римский собор 745 года при папе Захарии. Только эти три имени есть в канонических книгах Библии. Римский собор 745 года определил: «Nos autem, ut a vestro sancto apostolatu edocemur, et divina tradit auctoritas, et non plus quam trium angelorum nomina cognoscimus, id est Michael, Gabriel, Raphael: alioqui de mysterio sub obtentu angelorum demonum nomina introduxit». (Но мы, как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил: иначе тайна бытия имен ангелов и демонов была бы открыта.) Имён Варахиил и Иегудиил нет в Священном Предании Церкви, эти имена — из откровения Амадея Португальского. Первое имя — Варахиил — встречается ещё в иудейском апокрифе в «Книге Небесных дворцов» (между II и VIII/IX вв.) — 14, 17 глава: «Бараки*эл (Варахиил), который управляет молнией», а имя Иегудиил не встречается вообще нигде, кроме откровения Амадея.

Если верить исключительно словам Библии, то Михаил — архангел, Гавриил — ангел (согласно православной гимнографии — архангел), Рафаил — ангел. Согласно неканоничной книге Библии, Третьей книге Ездры, Селафиил и Уриил являются только ангелами, и никак не архангелами или херувимами или серафимами.

В Православной церкви можно наблюдать изображения следующих Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Известны также Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и множество других.

Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных совершается в Православной церкви 8 (21) ноября. Его установление связывают с решением Лаодикийского собора (ок. 343 года), бывшего за несколько лет до Первого Вселенского Собора и осудившего как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.

Енохианская магия

«Магическое зеркало» Джона Ди.

Енохианская магия — это ангельская магия каббалистического происхождения, созданная (или полученная) английским математиком, алхимиком и астрологом Джоном Ди и медиумом Эдвардом Келли.

Возможно вследствие разочарования от невозможности достигнуть всеобъемлющего понимания тайн природы, Ди начал искать высшей помощи в общении с ангелами. Он и его медиум, осуждённый фальшивомонетчик Эдвард Келли, имели многочисленные сеансы такого общения во время их совместных путешествий между 1583 и 1589 гг. По общим отзывам Ди был искренним, чего нельзя сказать о Келли, который, возможно, дурачил Джона Ди.

Енохианская магия основана на вызывании с помощью молитвы и управлении различными духами. Дневники Ди содержат «енохианский алфавит» и таблицы соответствий с ним. В этих же дневниках утверждается, что переданное «учение» содержит тайны апокрифической Книги Еноха.

Джон Ди считал свою магию средством к естественной теологии, полагая, что общение с духовным миром необходимо для понимания природы, считая сотворенный мир сформированным в качестве комплексной системы, посредством которой Бог раскрыл Себя через духов и ангелов, передав ему через них тайны квази-математического порядка букв и чисел. Хотя космология Джона Ди обладала каббалистическим происхождением, он не усматривал в ней противоречий своим протестантским взглядам.

По мнению профессора Стивена Клюкаса, енохианская магия относится к «религиозной магии», в рамках которой оккультные отношения и силы рассматриваются в качестве путей к божественному и духовному восхождению мага. Клюкас называет воззрения Ди на молитву видом «христианской магии».

Ангелы и астрология

В Эпоху Средневековья сформировались представления о соотнесении ангелов-покровителей и семи известных тогда в Европе планет Солнечной системы. В средневековую Европу пришли арабские представления об ангелах-покровителях планет. Так, мусульманский мыслитель аль Барселони полагал, что Луной управляет ангел Гавриил, а Солнцем — Рафаил. В рамках Каббалы также была разработана своя система соответствий, которая позднее использовалась в прорицаниях и магии (см. Льюис Джеймс Р., Оливер Ивлин Д. Указ. соч. Р/н/Д., 1997. – С. 88, 284).

Ангелы в культуре

В литературе

Ангелы давно появились в литературе, ещё во время романтизма, особенно падшие ангелы. В романе Нила Геймана «Задверье» житель Лондона попал в параллельный Лондон, где ему пришлось сразиться с падшим ангелом.

В кино

В фильме 1996 года «Майкл» очень отличен от религиозного Архангел Михаил. Фильм 1999 года «Догма» рассказывает о падших ангелах смерти Локи и Бартлби, также в фильме действует Метатрон. В фильме «Константин: Повелитель тьмы» Архангел Гавриил пытается создать ад на Земле.

  • «Ангел» — фильм, 1937 г., режиссёр Эрнст Любич.
  • «Небо над Берлином» — фильм, 1987 г., режиссёр Вим Вендерс.
  • «Майкл» — фильм, 1996 г., режиссёр Нора Эфрон.
  • «Город ангелов» — фильм, 1998 г., режиссёр Брэд Силберлинг, американский ремейк картины Вима Вендерса «Небо над Берлином».
  • «Догма» — фильм, 1999 г., режиссёр Кевин Смит.
  • «Ангел» — сериал, 1999—2004 гг.
  • «Ангел-А» — фильм, 2005 г., режиссёр Люк Бессон.
  • «Константин: Повелитель тьмы» — фильм, 2005 г., режиссёр Френсис Лоуренс[6].
  • «Сверхъестественное» — сериал, 2005 г. — по наст. время. режиссёр Эрик Крипке.
  • «Ангел» — фильм, 2007 г., режиссёр Франсуа Озон.
  • «Ангел света» — фильм, 2007 г., режиссёр Шейн Эббесс.
  • «Легион» — фильм, 2010 г., режиссёр Скотт Чарльз Стюарт.
  • «Ангел» — фильм, 2011 г., режиссёр Дмитрий Фёдоров.
  • «Мой парень — ангел» — фильм, 2012 г., режиссёр Вера Сторожева.
  • Падший - фильм 2006 г. режиссёр Микаэль Саломон.
  • Ангел (фильм)

В музыке

  • «Ангел» — песня группы Animal ДжаZ с альбома Как люди, 2004 г.
  • «Ангел-хранитель мой» (2007) — песня Кристины Орбакайте
  • «Ангел или бес» (2012) — песня группы ST1M
  • «Беспечный ангел» (2004) — песня группы Ария
  • «Youll Never Meet An Angel» (2002) и «Angel Of Snow» (2011) — песни группы Plazma
  • «Мой ангел» (2008) — песня Ани Лорак
  • «Broken Angel» (2010) — песня Arash Feat Helena
  • «Engel» (1997) — песня группы Rammstein

В аниме и манге

  • "Ah! Megami-sama"
  • "Angel s Feather"
  • "Angel Beats!"
  • "Angel Sanctuary"
  • "Dragon Ball Chou"
  • "Full Moon wo Sagashite"
  • "Haibane Renmei"
  • "Kobato"
  • "Pita Ten"
  • "Sora no Otoshimono"
  • "Tenshi ni Narumon"

Просмотров: 2418

Создан: 2017-07-19

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
81
Зарегестрировалось
4786
Комментариев
20