Рождение свыше

«Ночной разговор Иисуса и Никодима», картина Крейна Хендрикса

Рождение свыше (или Возрождение) — библейский термин, понятие христианского богословия, которое означает возрождение человека для новой духовной жизни с Богом. Среди христианских конфессий имеются существенные различия в понимании термина «рождение свыше».

Происхождение понятия

Понятие «рождение свыше» происходит от слов Иисуса Христа в разговоре с иудейским раввином Никодимом, согласно которым рождение свыше — обязательное условие вхождения человека в Царство Божие.

Цитата из статьи

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

(Ин. 3:3-5)

Цитата из статьи
СОДЕРЖАНИЕ
Рождение свыше
Толкование

Толкование

В православии и католицизме

В исторических церквях и некоторых протестантских конфессиях традиционно считается, что «рождение свыше», «рождение от воды и Духа» происходит при совершении таинства крещения. Например, византийский богослов Феофилакт Болгарский, в православии отнесённый к Отцам Церкви, в комментарии на отрывок из Евангелия, передающий разговор Иисуса Христа с Никодимом, писал: «Вода, видимо принимаемая, действует к очищению тела, а Дух, невидимо соединяющийся, — к возрождению невидимой души. Если ты спрашиваешь, как вода может родить, то и Я спрошу, как семя, которое само водообразно, может образоваться в человека? Посему как над семенем телесным все совершает благодать Божия, так и при крещении предлежит вода, но все совершает Дух и молитвенное призывание, а особенно присутствие Бога».

У евангельских христиан

В богословии евангельских христиан рождение свыше и водное крещение — события совершенно разные. Евангельские христиане считают, что рождение свыше происходит одновременно с покаянием и обращением к Богу и характеризуется коренной переменой «во внутреннем содержании жизни», в сердце (чувствах), «в нравственных стремлениях души». Рождение свыше — особое действие Бога, посредством которого Он «обновляет человеческое сердце — мёртвое по причине грехопадения — к жизни». Рождение свыше является необходимым условием Божьего усыновления и вхождения в Царство Божие: благодаря ему человек становится«дитём Божьим, причастником Божественного естества и храмом Духа Святого».

Евангельские христиане считают, что Иисус Христос в разговоре с Никодимом не говорит о водном крещении в традиционном христианском понимании. Напомним, что ко времени разговора Иисуса с Никодимом существовало лишь крещение Иоанна Крестителя, которое представляло собой иудейский обряд ритуального очищения, знаменующий веру в грядущего Мессию и покаяние во грехах. Богословие евангельских христиан описывает рождение свыше как происходящее в результате действия Святого Духа при уверовании человека во Христа и покаянии, а не во время погружения в воду при крещении.

Истинными признаками рождения свыше, согласно «Веручению ЕХБ 1985-го года», является полная перемена жизни, ненависть к греху, любовь к Богу и к Церкви, стремление к уподоблению Христу, исполнению воли Божьей и жажда общения с Ним.

Шотландский богослов Уильям Баркли, автор популярного комментария к Евангелию, писал: «Родиться свыше значит измениться так основательно, что это равнозначно новому рождению; это значит, что с душой произошло нечто такое, что можно охарактеризовать как полное перерождение…». При этом люди, пережившие возрождение, имеют об этом «внутреннее свидетельство от Духа Святого» и убеждение, что являются «детьми Божьими» и «наследниками вечной жизни».

Разное понимание разговора Иисуса Христа с Никодимом обуславливает конфессиональную разницу в вопросе о крещении детей и крещении взрослых без серьёзной катехизации. В исторических церквях это разрешено, у евангельских христиан — нет, потому что «ни младенец ни взрослый, не знающий азов веры, не сможет покаяться и возродиться». В то же время в богословии евангельских христиан это не означает, что Царство Небесное закрыто для детей. Так, в «Изложении евангельской веры или Вероучении евангельских христиан» (составленном И. С. Прохановым в 1910 году) говорится, что «Детям, которые не могут проявить сознательной воли, Бог не вменяет их греховности, и им принадлежит Царство Божие без необходимости для них проходить общий путь спасения или исполнять постановления Божии для Церкви, требующие сознательной воли. На основании того, что верующие, увидев на небесах Иисуса, будут подобны Ему только потому, что увидят Его, можно полагать, что возрождение с детьми происходит, когда они увидят Иисуса при переходе в славную вечность».

Просмотров: 355

Создан: 2016-12-18

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
79
Зарегестрировалось
4748
Комментариев
18