Литургия апостола Иакова

Литургия апостола Иакова — чин Литургии Иерусалимского типа, по преданию составленный апостолом от 70-ти Иаковом, братом Господним. Чинопоследование сложилось к IV веку. Совершалась в нескольких редакциях во многих Поместных Церквях, как халкидонского, так и дохалкидонского толка, вплоть до IX веку. В XIX века возрождена в адаптированном виде в Иерусалимской и Элладской православных церквях. В 1930-е годы усилиями Филиппа (Гарднера) получила распространение в Русской Православной Церкви Заграницей. С 1970-х годов постепенно распространяется в Русской Православной Церкви (Московского Патриархата).
Совершается в некоторых Православных Церквях и в некоторых епархиях Русской церкви один или несколько раз в год — 5 ноября, в день памяти апостола Иакова, 8 и 17 января, и в другие дни. По преданию, зафиксированному Проклом Константинопольским и потому бесспорно принимавшемуся вплоть до XIX века, Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста являлись последовательными сокращениями Литургии апостола Иакова. В настоящее время это мнение отвергнуто литургистами. Другие чины Литургии, также приписываемые авторству апостола Иакова, существуют в западно-сирийском и коптском обрядах. Древние и поддельные тексты и отдельные фрагменты Литургии апостола Иакова активно использовались в XVII веке в полемике между православными и католиками. Ряд исследователей считает, что сидение духовенства посреди храма лицом к народу во время чтения паремий заимствовано из более поздней Литургии Нестория.
Особенности
Главной отличительной особенностью этой Литургии является способ причащения мирян. Миряне, как и священнослужители, причащаются Тела и Крови Христовой раздельно, по древнему чину, как было принято до 6-го Вселенского Собора: сначала предстоятель (епископ или священник) влагает в уста причастнику частицу Тела Христова с Дискоса, потом другой священник (а иногда и диакон) даёт причастнику испить из Потира (Чаши) Кровь Христову.
Отличие этой Литургии ещё и в том, что большинство тайных молитв читается вслух, а не шёпотом или про себя, как в Литургиях Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Ектеньи и Священное Писание читаются диаконами лицом к народу, а не к алтарю. Кроме Апостола и Евангелия читается Ветхий Завет. На этой Литургии не обязательно совершать Проскомидию, так как это более поздний обычай, и если Проскомидия не совершается, то не читаются и 3-й и 6-й часы:
«Да будет известно, что если будет повелено быть Проскомидии, то здесь прилично совершить её. Совершается она по обычаю Литургии Златоустовой или свт. Василия, но только девятую частицу вынимает иерей в честь св. славного апостола Иакова, брата Божьего и первого иерарха Иерусалимского. Далее молитву приношения „Боже, Боже наш“, как и отпуст Проскомидии, не произносит, но сосуды покрывает как обычно, хотя это — нечто новое и в древних рукописях не обозначено, и поэтому в Иерусалиме не принято». |
Вместо «Херувимской песни» (Иже херувимы…) на Великом входе поётся песнь «Да молчит всяка плоть человеча…»
Епархии РПЦ, в которых совершалась и/или совершается Литургия апостола Иакова (список не полный):

- Санкт-Петербургская (СПбДА, храм Феодоровской иконы Божией Матери)
- Гатчинская (Храм свв. апп. Петра и Павла п. Вырица)
- Томская и Асиновская (Богоявленский кафедральный собор)
- Саратовская и Вольская (архиерейское подворье — храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», г. Саратов)
- Белгородская и Старооскольская (Свято-Владимирский храм посёлка Разумное, Белгородского района)
- Нижегородская и Арзамасская (храм при Нижегородской Духовной Семинарии)
- Самарская и Сызранская (храм прпп. Кирилла и Марии при Самарской Духовной Семинарии)
- Москва (Храм при Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете, храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких Троице-Сергиевой Лавры)
- Екатеринбургская и Верхотурская
- Кемеровская (Приход Воскресения Христова г. Кемерово)
- Екатеринодарская и Кубанская (Екатериненский собор г. Краснодар)
- Минская и Заславская (Свято-Петро-Павловский собор)
- Северодонецкая (Свято-Христорождественский кафедральный собор)
- Губкинская и Грайворонская (храм апостола Иакова, брата Господня, г. Губкин)
- Восточно-Американская и Нью-Йоркская
- Волгоградская и Камышинская (храм Святой Троицы Свято-Духов Монастырь (Волгоград))
- Житомирская (Свято-Преображенский кафедральный собор в Житомире)
- Львовская (Свято-Георгиевская церковь во Львове)
- Белоцерковская (Преображенский кафедральный собор)
- Абаканская и Хакасская (Храм святителей Московских или Храм в честь Двенадцати Апостол г. Абакан)
- Волгоградская и Камышинская (Храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Волгоград)
- Североморская (Кафедральный храм Воскресения Христова п. Умба)
- Сердобская (Архангельский кафедральный собор г. Сердобск)
- Киевская епархия УПЦ (Община прп. Агапита Печерского)
- Полтавская епархия УПЦ (Полтавская миссионерская духовная семинария)
Критика
Протоиерей Константин Буфеев выступил с резкой критикой совершения Литургии апостола Иакова, аргументируя свою позицию тем, что эта литургия не входит в Типикон и имеет ряд серьёзных с его точки зрения нарушений и недоразумений, например, в чине литургии апостола Иакова предлагается священникам не возлагать на себя наперсные Кресты (а епископам — и Панагии), что является чуть ли не отречением от Христа, также отмена Проскомидии, отказ от использования Лжицы, Копия, раздельное причащение мирян и прочее. Кроме того, протоиерей Константин Буфеев считает, что текст этой Литургии не может полностью восходить к апостолу Иакову и, что самое главное, пресуществления Святых Даров не происходит