Архангел Уриил
Архангел Уриил |
|
![]() |
|
Пол: |
бесплотный дух, изображается в виде юноши или мужчины |
Период жизни: |
вечность от сотворения |
Толкование имени: |
«свет Божий», или «Бог свет есть» |
Имя на других языках: |
др.-греч. Αρχάγγελος Ουριήλ ивр. אוּרִיאֵל |
Занятие: |
архангел, один из семи высших Ангелов |
Упоминания: |
три раза в Библии (Езд. 4:1-35, Езд. 5:20, Езд. 10:28) |
Атрибуты: |
изображается держащим огненный пламень в руке |
Характерные черты: |
крылат |
Уриил или Уриэль (ивр. אוּרִיאֵל — «свет Божий, или Бог свет есть») — в христианской традиции один из семи архангелов.
Упоминание в Библии и в апокрифах
В канонических текстах Библии не упоминается.
В апокрифе — 3 книге Ездры IV, 1; V, 20; Χ, 28) — ангел, посланный от Бога к Ездре для его наставления и объяснения ему сокровенных путей Божиих. Также упоминается в апокрифической книге Еноха, где он описывается как один из святых ангелов, ангел грома и колебания (Енох 4:20).
Из «откровения» католического монаха Амадея Португальского XV века культ Уриила получил распространение (вместе с культом шести остальных архангелов: Михаила, Гавриила, Рафаила, Селафиила, Иегудила, Варахиила) в католицизме, откуда его почитание было перенесено в «Жития святых» Димитрием Ростовским в самом конце XVII века; а в католицизме почитание Уриила совсем было прекращено на основании определения Римского собора 745 года.
Образ в православной традиции
Уриил властвует над небесными светилами. Празднуется Уриил, вместе с прочими архангелами — бесплотными силами, — 21 ноября (8 ноября по юлианскому календарю).
Согласно Преданию православной Церкви был поставлен охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По иконописному канону Православной церкви, этот архангел «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой — огненный пламень».
Образ в художественной литературе
Архангел Уриил является персонажем трёх трагедий голландского драматурга Йоста ван ден Вондела. В трагедии «Люцифер» он предстаёт могучим воином, одним из главных героев в войне Бога против Люцифера. В трагедии «Адам в изгнании» он появляется в финале как ангел-судья, изгоняющий Адама и Еву за их грехопадение из Рая. В трагедии «Ной» Уриил перед самым началом потопа преграждает путь грешникам в ковчег.
В книге Джона Милтона «Потерянный рай» Уриил появляется в третьей песне как правитель Солнца. Приняв облик обычного ангела, Сатана узнаёт у него, где находится вновь созданный Богом мир, куда Творцом были помещены Адам и Ева. Однако проследив за полётом изгнанника, Уриил спускается в солнечном луче на Землю, где предупреждает Гавриила о том, что один из падших духов попытается проникнуть в Эдем.