Часослов

Часослов герцога Беррийского, XV в.
СОДЕРЖАНИЕ
Часослов

Часослов, или Часовник, или Часословец (др.-греч. ῾Ωρολόγιον) — богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга (кроме священнических).

Этимология

Книга получила своё название от службы часов, которую она содержит. Часослов служит руководством для чтецов и певцов на клиросе.

Название книги др.-греч. ῾Ωρολόγιον верно переводится на славянский как «Часовник», это название и было на Руси до Книжной справы, поскольку др.-греч. ῾Ωρολόγιον образовано от слов др.-греч. ὥρα — «час» + др.-греч. λέγω — «собирать», то есть сборник служб часов. Название было изменено в середине XVII века, была сделана ошибочная калька, когда вторую часть названия книги: др.-греч. λόγιον неверно перевели как «слово». Название книги «Часовник» заменили в результате Церковной реформы патриарха Никона на «Часослов». В настоящее время название книги «Часовник» сохранилось у старообрядцев.

История

Первоначальное составление Часослова приписывается преподобному Савве Освященному, включившего в него чинопоследования ежедневных церковных служб. Дополнения к Часослову сделаны, как полагают, святым Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом.

Часословы в виде книг появились в Западной Европе в XIII веке, однако особенное распространение получили в XIV—XV веках, в связи с ростом грамотности. Их изготовляли в ремесленных мастерских всех стран Европы, наибольшую популярность обрели французские и фламандские.

Содержание

В нынешнее время в Часослове РПЦ печатаются:

  • Полунощница вседневная,
  • Полунощница субботняя,
  • Полунощница воскресная,
  • Последование утрени,
  • Час первый (в Следованной Псалтири с междочасием 1-го часа),
  • Час третий (в Следованной Псалтири с междочасием 3-го часа),
  • Час шестый (в Следованной Псалтири с междочасием 6-го часа),
  • Последование изобразительных,
  • Чин о панагии,
  • Час девятый (в Следованной Псалтири с междочасием 9-го часа),
  • Последование вечерни,
  • Молитвы в трапезе,
  • Великое повечерие,
  • Малое повечерие,
  • Кафизма 17,
  • Отпустительны (тропари) воскресные восьми гласов с Богородичными и кондаками,
  • Богородичны отпустительнии, поемые в седмичные дни,
  • Отпустительнии тропари седмичные с Богородичными,
  • Последование общего молебна с каноном Богородице,
  • Тропари воскресные, поемые по Непорочных (обычно на полиелее),
  • Тропари, поемые по Непорочных в субботу (заупокойные),
  • Тропари, поемые на молебнах (печатаются только часто употребляемые),
  • Особые молебные прошения (из требника тропари с кондаками, богородичными, прокимнами, евангельскими зачалами, ектениями и молитвами на разные потребы),
  • Наставление, как вести себя православному христианину в храме Божием.

Кроме того, Часослов может содержать: утренние молитвы, молитвы на сон грядущий, избранные тексты Пасхальной недели и других больших праздников или постов.

На Руси был Часослов «большой» и «малый». Читать учили по «малому», и он зачастую специально издавался для учёбы.

В западной традиции структура службы часов и самого часослова несколько отличается.

Просмотров: 1723

Создан: 2016-12-18

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
81
Зарегестрировалось
4786
Комментариев
20