Житийная икона из Кальбенштайнберга

Житийная икона из Кальбенштайнберга

Житийная икона из Кальбенштайнберга (на нем.)

Дата появления:

Ранее 1613 года

Иконографический тип:

Житийная икона

Местонахождение:

Кальбенштайнберг (на нем.)

СОДЕРЖАНИЕ
Житийная икона из Кальбенштайнберга
Средник иконы
Сюжеты клейм
Художественное исполнение иконы
Исследования иконы

Житийная икона Федора Стратилата из Кальбенштайнберга — один из иконописных памятников XV века. Он хранится в Кальбенштайнберге (на нем.), недалеко от Нюрнберга (Германия). Этот образ является произведением новгородской иконописной школы, он широко изучен силами немецких исследователей иконописи.

Как в среднике иконы, так и в клеймах сосуществуют два момента — верность канону и пристрастием к новаторским нововведениям. По мнению исследователей, икона выполнена мастером, который принадлежал к самобытной развитой иконописной школе, особенностью которой было развитие художественного мастерства.

Описание иконы

Средник иконы

На среднике иконы святой изображён фронтально, в рост. В его руках — классические атрибуты: поднятая правая рука держит семиконечный красный крест, а опущенная левая — вертикально стоящее коричневое копьё. За правым плечом воина изображён серебряный оперенный шлем, за левым находится круглый жёлтый щит украшенный маской льва, ощерившего пасть. Святой одет в доспехи — это светло-коричневая кираса, которая имеет серебряное оплечье, оковы на груди и золотые пластины на плечах и ниже пояса. Поверх кирасы идёт жёлтая с чёрными полосками перевязь, которая скреплена на груди щитком-медальоном с изображением Спаса Нерукотворного. Поверх этого одет короткий хитон малинового цвета с золотыми поручами и коричневым подолом. С подола свешиваются две пары серебряных гирек, а внизу видна зеленая подкладка хитона. Завершает одеяние плащ зеленого цвета, который перевязан пышным узлом на левом плече, он спускается с правого плеча потоком складок прихотливого рисунка. Порты святого кораллово-малинового оттенка, под коленями — золотые подвязки. На ногах — коричневые с золотым ассистом сапоги.

Фигура святого выполнена стройной, пропорциональной, с прочной постановкой ног. Лик святого классически правилен и узнаваем: брови длинные, высоко поднятые, прорисованы почти циркульными дугами. Нос прямой удлинённый, уста небольшие, между бровями складка, на щеках — впадинки. Причёска святого представляет собой классическое изображение — пышная шевелюра, нависающие надо лбом волосы, причёска из правильных завитков, с двумя прядками за ушами. В соответствии с каноном выполнена борода, расчёсанная на пять прядей, и эти признаки делают святого Феодора легко узнаваемым. Позем темно-зеленый, фон иконы золотой.

Сюжеты клейм

Клейма иконы достаточно крупные, по сравнению с классической иконой из Переславля их количество небольшое. В некоторых клеймах изображено по несколько событий. Сюжетная линия клейм включает в себя рождество Феодора Стратилата, которое в житии не отражено, и при этом не включает события, произошедшие после смерти святого.

Верхний ряд

Сюжет

Комментарии

1

Рождество Феодора

По своей композиции такое клеймо часто изображается на житийных иконах, начиная жития на множестве икон других святых

2

Сон Феодора

Сон Феодора в пустынной местности на север от Евхаита, где он оказался, чтобы избавить население города от обитавшего там дракона, который ежедневно поедал «человека или зверя». Пробуждение Феодора «благочестивой женой» Евсевией, и предупреждение об опасности сна в этом месте

3

Бой Феодора

Феодор, облачённый в воинские доспехи, бьётся со змеем, который выползает из чёрной расщелины

4

Письмо Феодора

Царь Ликиний отправляет письмо Феодору, в котором велит явится к нему, царский посланец появляется у Феодора, святой пишет ответное письмо, приглашая царя в Ираклию

Второй ряд

5

Феодор встречает Ликиния

Феодор для встречи царя Ликиния выехал за город. Они обнимаются не сходя с коней. Сзади царя шествуют его конники. На переднем плане двое конников везут с собой языческие статуи (изображения статуй сильно подпорчены временем, но при сопоставлении с гравюрой в книге Додерляйна становятся понятны детали)

6

Ликиний вручает Феодору идолов, Феодор разбивает статуи, Феодор раздаёт обломки

В следующем клейме одновременно даны три сюжета. Слева: Ликиний в окружении свиты вручает серебряную статую Феодору для жертвоприношения. Справа: Феодор в своём трёхверхом доме, который стоит на возвышении, разбивает молотком статуи на столе. Середина: Федор раздаёт обломки золотых и серебряных статуй нищим из наполненной корзины. При этом один из нищих, в высокой шапке с отворотами, одетой поверх белого платка, получает голову статуи Артемиды из рук святого

Третий ряд

Сюжет

Комментарии

7

Наказание святого Феодора

Это клеймо, как и другие, детально прорисовано. Святой Феодор, одетый в один набедренник, лежит на гладкой плите лицом вниз. Его мучают три палача — один бьёт святого кистенём (кистень дотошно прорисован, изображены металлические шары с шипами). Два других бьют святого прутьями.

8

Феодор в темнице

Феодор в темнице, к нему пришёл царь Ликий. Феодор отказывается отречься от своей христианской веры. В ответ царь велит распять его

Нижний ряд

9

Мучение Феодора на кресте

Царь напротив, в окружении свиты, смотрит на мучения Феодора

10

Избавление святого Ангелом от страданий

Слева изображён город. Справа: крест, поставленный в пустынной гористой местности. Середина: — Феодор стоит в своей одежде, рядом Ангел, который обнимает и лобзает его

11

Святой освобождает узников

Святой словом освобождает узников из заточения. За спиной святого — поддерживающие его жители

12

Усекновение главы святого

Феодор принимает смерть по своей воле. Слева: святой одет в хитон без плаща. Он стоит, сложив руки в молитве, склонившись в сторону царя. Палач одет в плащ и перевязь, он высоко занёс длинный меч. Справа: Царь сидит на троне, подбоченившись левой рукой и подняв правую руку с указующим перстом. Он изображён на фоне города, окружённый своими воинами

Художественное исполнение иконы

Специалисты высоко оценивают мастерство неизвестного иконописца. Предварительный рисунок иконы выполнен чёрной краской по грунту, этот рисунок точен и детален. Иконописец при работе над иконой скрупулёзно следует намеченному рисунку, не делая никаких изменений в процессе работы. С первоначальной раскладки красок рисунок приобретает яркость и насыщенность, краски, несмотря на прозрачность, сочетаются друг с другом по глубине и по тону.

При проработке иконы рисунок приобретает черты, которые заданы местной иконописной школой. Это относится и к технике исполнения и к цветам: широко используются оттенки жёлтых, зелёных и коричневых цветов. Особенно заметно пристрастие художника к оттенкам красного цвета.

В отличие от других житийных икон святого, на этой иконе клейма большого размера, что позволило иконописцу акцентировать внимание на деталях житийных клейм. Был использован приём противопоставления клейм на диагоналях:

  • По диагонали северо-запад↔юго-восток расположены первое и последнее клейма: рождение и добровольная казнь.
  • По диагонали северо-восток↔юго-запад расположены четвёртое и одиннадцатое клейма, на которых изображены решение о исповедании веры и вершина страданий.

Исследования иконы

Гравюра иконы из книги Иоганна-Александра Додерляйна (на нем.)

Житийная икона святого Феодора Стратилата хранится в евангелическо-лютеранской церкви святых Марии и Христофора в Кальбенштайнберге примерно с 1613 года. Сама церковь долгое время принадлежала семье Rieter, которая владела деревней с XV века, один из представителей этой семьи, Филипп Ритер (1566—1633 или 1635), долгое время воевал на территории нынешней Восточной Европы. Скорее всего, он и привёз русскую икону на родину: существует подробный список имущества 1613 года, в котором этой иконы нет.

При этом в начале XVIII века икону исследовал учёный Иоганн-Александр Додерляйн (на нем.), и, по его заключению, на тот момент икона провела в этой деревне не меньше полувека. Из этого можно сделать вывод о том, что икона могла появиться там вскоре после 1613 года. Его книга 1724 года стала первым в мировой истории исследованием произведений русской иконописи. Позже икона была упомянута в «Географическом статистическо-топографическом лексиконе Франконии», 1801 года.

Икона была отреставрирована в конце XIX века, работы включали в себя удаление защитного покрытия, которое к тому времени сильно потемнело. Кроме того, тонировкой были восполнены места утрат красочного слоя. Следующая реставрация проведена в 1929 году для укрепления иконной доски, вместе с этим снова проводилось тонирование «исключительно по утратам». В процессе этих работ были выполнены исследования иконы.

Примерно в то же время, в 1925 году в одном из путеводителей серии «Художественные памятники Баварии» икона была рассмотрена как произведение искусства. Она была датирована началом XVI века, к тому же исследователями в К. Гребером и Ф. Мадером был сделан вывод о том, что она выполнена в традициях новгородской школы иконописи, опубликованный в 1937 году. Эта дата была уточнена в диссертации X. Лозе 1976 года, где икона изучалась с историко-филологической точки зрения. Он предложил тщательно обоснованную датировку иконы. В 1976 году также вышла книга В. Шперля, в которой он заново обосновал атрибуцию 1937 года. Эти утверждения по датировке и атрибуции иконы специалисты считают наиболее убедительными и придерживаются этих положений на настоящий момент, при этом отмечая, что есть возможность альтернативной атрибуции и датировки.

Просмотров: 1404

Создан: 2016-09-08

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
81
Зарегестрировалось
4786
Комментариев
20