Типикон

Типикон (церк.-слав. Тѷпїко́нъ, Ти́пикъ), (греч. Τυπικόν от τύπος — образец, устав) — церковно-богослужебная книга, устанавливающая порядок православного богослужения или Богослужебный устав, который регламентируется общими уставными главами, месяцесловом с описанием соединения богослужения подвижных и неподвижных годовых богослужебных кругов в Марковых главах, указаниями о совершениях храмовых (престольных) праздников, правилами о постах, монастырском общежитии, трапезе и о других сторонах церковной, преимущественно монастырской, жизни.
История составления Типикона
Ветхозаветная предыстория
Уже в первых главах Библии (Быт. 4:3—5) подчёркивается важность соблюдения правильного богопочитания (правильного богослужения). При появлении письменности, пророк Моисей зафиксировал Ветхозаветный закон, регламентирующий всё богослужение священников при Скинии — позже оно применялось в Иерусалимском храме. После разрушения этого храма в 586 году до н. э. общественное богослужение у евреев нарушилось, возникли синагоги, где, в основном раввинами (мудрецами), читалось и толковалось Священное Писание, пелись псалмы, велась проповедь, но жертвоприношения могли совершаться только в храме. Тогда же развитие получили различные формы домашнего богослужения, где главным действующим лицом являлся глава семьи или рода.
Раннехристианское богослужение
Христианство изначально соблюдало все ветхозаветные богослужебные традиции, завершение которых стало осмысливать в Евхаристии. Интернациональный (общечеловеческий) характер христианства быстро вывел его за узкие национальные границы еврейского народа. После очередного (в 70 году н. э.) разрушения Иерусалимского храма пути развития христианского богослужения окончательно разошлись с иудейским. В период гонений христианское богослужение сохраняло верность священным традициям, выбирало приемлемые формы богослужения в новых условиях и при этом стремилось к единообразию. При скудности сохранившихся источников, можно обнаружить две первоначальных формы: более величественное архиерейское богослужение (в городах) и более скромное — приходское (сельское).
Появление первых типиконов
В III веке в Египте возникло монашество, имевшее непрестанное (часто круглосуточное) богослужение, в основе которого лежало пение Псалтири и чтение Иисусовой молитвы. Для совершения Литургии приглашались священники из ближайших селений, так как первым монахам не поощрялось принимать духовный сан. Все монахи, послушники, и отчасти паломники, обучались грамоте. В пустынях росли монашеские города, которые остро нуждались в конкретных законах, регламентирующих различные хозяйственные и богослужебные аспекты киновий, лавр, скитов и келлий отшельников.
Наибольшего успеха в усовершенствовании монашеского устава добилась Лавра Саввы Освященного, находящаяся поблизости с центром Христианства — Иерусалимом. Многочисленные паломники со всего мира, в том числе в священном сане, посещавшие этот Святой Град, обогащали палестинские богослужебные обычаи, богослужебные тексты и напевы своими (местными), а, возвращаясь в свои страны, разносили по всей земле Иерусалимские уставные традиции. Патриаршее богослужение в Храме Гроба Господня и богослужебная практика Лавры преподобного Саввы оказывали друг на друга сильное влияние. Поэтому сформировавшийся здесь Иерусалимский устав в равной степени называют и «Иерусалимским», и «Палестинским», и «Монастырским».
Студийские уставы
Однако в VII веке Иерусалим и вся Палестина были захвачены и разгромлены сначала персами, а вскоре и арабами-мусульманами. Центр церковной жизни переместился в Константинополь, являвшийся столицей тогда самого сильного христианского царства. Но покровители Церкви — византийские императоры сами вскоре уклонились в ересь иконоборчества, а защитниками иконопочитания стали монастыри, из которых выделялся столичный Студийский монастырь, устав которого стал пользоваться большим авторитетом у православных. Однако, по сути, студийский устав — один из многочисленных вариантов сокращений прежнего Иерусалимского устава, приспособленного к жизни «столичного» монашества. Поэтому единого Студийского устава никогда не существовало, о чём свидетельствуют значительные расхождения в различных сохранившихся рукописях времён рубежа тысячелетий.
В целом, Студийские уставы, по сравнению с суровыми древними Иерусалимским и египетскими монашескими уставами, считались более лёгкими: в них не было долгих всенощных бдений, малых вечерен, великих славословий, часов в праздничные дни, значительно меньше кафизм и Марковых глав, с более развитой гимнографией. Существенно облегчались посты, а по одному из списков этого устава («Диатипосис») допускается даже оставление братом монастыря,
«если он не имеет душевного покоя в нашей лавре», оно должно быть не тайным бегством, а происходить с предупреждением об этом «духовного вождя, чтобы и удаление из монастыря было с молитвой и благословением, а не с запрещением, не с проклятием, не с отлучением от св. отцев» (§ 31) — Михаил Скабалланович, Толковый Типикон, М., 2004, стр. 422 |
Монахам дозволялось избирать игуменов по своим прихотям, изгонять неугодных из монастырей, в дела монашеских общин вмешивались богатые ктиторы в своих порочных интересах, что приводило к тягостным последствиям. Императоры-иконоборцы, оправдывая свои гонения против православных монахов, упрекали последних в упадке нравственности и в несоответствии тогдашнего монашества его изначальной строгости в духовных подвигах.
Общая «либерализация» церковной жизни при студийских уставах имела и некоторые положительные последствия:
- В это время получило широкое распространение церковное гимнотворчество, сформировались все православные Богослужебные книги.
- Активно шла миссионерская проповедь среди хазар, славян и других инородцев, с переводом богослужебных текстов на родные языки туземцев (например, на используемый ныне в России, на Украине, в Белоруссии, Болгарии, Сербии и в др. странах Церковнославянский язык).
- Образовалась почти независимая монашеская «республика» на Афоне, являющаяся и в наше время образцом православного аскетизма.
- Студийские уставы гармонично сосуществовали и дополняли патриарший Устав Великой церкви (Константинопольской Софии — Премудрости Божией) с торжественными песненными последованиями, грандиозными крестными ходами с участием императорских особ и вельмож.
Возврат к Иерусалимскому уставу
Упадок Византийской империи, нестроения в монастырях и разногласия в богослужебных чинопоследованиях побуждали ревнителей православия к возвращению древнего Иерусалимского устава. В XI веке игумен Раифского монастыря на Синае Никон Черногорец из-за недовольства братии вынужден был удалиться в монастырь св. Симеона Дивногорца на Чёрной горе близ Антиохии, где начал собирать и редактировать списки Иерусалимского устава, а с возникавшими недоумениями обращаться к искусным отцам обители св. Саввы, где тогда руководствовались неписанным Типиком, но подсказали, что древнейшая рукопись Иерусалимского устава может находиться в Лаодикии. После разорения Раифского монастыря турками в 1085 году и крестоносцами в 1098 году Никон Черногорец вернулся в этот монастырь, откуда распространял Иерусалимский устав по всем синайским и палестинским монастырям. Постепенно, и с некоторым сопротивлением, Иерусалимский устав был принят и в Константинополе, а затем — во всех православных странах.
В XIII веке Константинополь был захвачен крестоносцами, а удельные русские княжества — монголо-татарами, что отчасти нарушило церковную жизнь, привело к умалению патриаршего Устава Великого Собора Святой Софии и способствовало возвышению Тырновского (болгарского) и Сербского царств, стремившихся не только к политической, но и церковной независимости от Византии, ради чего началось возвращение к несколько изменённому и дополненному Иерусалимскому Типику. Богослужебные книги приспособлялись к Иерусалимскому уставу. Иерусалимский и Студийский типиконы оказали друг на друга огромное взаимное влияние и имеют значительно больше сходства, чем расхождения.
Церковные уставы на Руси
Послы князя Владимира увидели в Царьграде великолепное богослужение. После принятия от греков христианства, в Киевской Руси сначала господствовал Устав песненных последований по образцу Устава Великой Церкви Константинопольской. В X веке Феодосий Печерский позаимствовал с Афона Студийский устав, который вскоре стал единственным в русских княжествах (холодные зимы и осенне-весенние распутицы не благоприятствовали совершению многочисленных крестных ходов, предписанных Уставом Константинопольской Софии).
Будучи в составе Константинопольской церкви, Русская церковь, вслед за остальными православными Востока, перешла на Иерусалимский устав. В Северо-Восточной Руси Иерусалимский Устав внедрялся в конце XIV века Московским митрополитом Киприаном (болгарином по происхождению, почитателем афонского исихазма). Иерусалимский Устав в России был закреплён Стоглавым собором и книжной справой патриарха Никона.
Первое официальное печатное издание Типикона в России относится к 1610 году. Последняя редакция русского Типикона была осуществлена в 1695 году при Патриархе Московском Адриане. Дальнейшие издания ограничивались небольшими изменениями в тексте, корректурными правками, вставкой в Месяцеслов служб новопрославленным святым и заменой 14-го обращения великого Индиктиона Пасхалии 15-м, начавшимся в 1941 году.
С завоеванием в 1830 году Грецией независимости от Османской империи возобновилось и литургическое творчество. Издавались монастырские типиконы, приспособленные (сокращённые) к нуждам рядового приходского храма и активизировался почти забытый архиерейский Устав Великой церкви с песненными праздничными процессиями по городам и весям.
Вслед за греками и в России на Поместном соборе 1917—1918 годов предпринимались попытки реформирования богослужебного Устава, но из-за разразившихся революции, гражданской войны и обновленчества они не были приняты.
Этимология названия Типикона
Название «Типикон» происходит от греческого τύπος — черта, вид, образец, изображение, икона, модель, норма; τυπικός означает «составленный по образцу». Позднее слову τύπος усвоено значение указа, закона. У древних христианских писателей Климента Александрийского, Оригена, Василия Великого это прилагательное означает «символический», «прообразовательный». Значение слова τύπος — религиозный закон, устав особого характера, у Григория Назианзина он употребляется по отношению к Символу веры, у Юстиниана означает Божественный закон. Точнее, чем «устав», было бы перевести τυπικόν — «чиновник», лат. ordinarium.
Такое оригинальное заглавие книги, излагающей порядок богослужения, непереводимо на славянский язык, почему и оставлено без перевода. Слово «устав» — неточная передача греческого τυπικόν — «устав» соответствует греческому διάταξις.
Св. Савва Освященный (V в.) — автор ныне действующего Иерусалимского устава, свой, ещё кратенький, устав сам назвал, или назвали так записавшие его сподвижники сразу тремя словами: Τύπος καί παράδοσις και νόμος — «образец, предание и закон». Св. Феодору Студиту (IX в.) — представителю другой формы церковного устава, усвояют устав с именем Ύποτύπωσις — «отобраз, очерк». Студийский устав, принесённый св. Афанасием Афонским (X в.) на св. гору Афон, где он получил новую переработку, получил наименование Διατύπωσις — «преобразование», «представление». Древнейший из сохранившихся полных уставов храма Константинопольской св. Софии (IX—X в.) предположительно носил название Συναξάριον — «собо́рник», то есть указатель праздничных дней, в которые совершались торжественные шествия с богослужениями. Древний Синайский список этого же устава называется Κανονάριον — «сборник правил». Только с XI в. в обозначении церковного устава появляется уже и термин τυπικόν, хотя ещё с другими, пояснительными названиями, например: Συναξάριον ήτοι Τιπικόν. Древние славянские рукописи переводят греч. τυπικόν либо «устав», либо «ти́пик», например у старообрядцев: «Устав, сиречь Око церковное».
Состав Типикона
Изначально Типикон — это монашеский устав. В связи с тем, что в IV и V веках монахам часто возбранялось стремиться к поставлению в священный сан диакона, священника и епископа, то в Типиконе почти ничего не написано о непосредственных обязанностях священнослужителей, о порядке совершения самого главного христианского богослужения — Литургии (она может совершаться только епископами или священниками с благословения местного правящего епископа), о совершении крещений, отпеваний, венчаний, освящений разных вещей и событий, и о других требах.
Современный Типикон Русской православной церкви содержит в себе два условных раздела по 60 глав каждый:
Первый раздел
Общая часть
- Глава 1. Чин малой вечерни.
- Глава 2. Чин великой вечерни, то есть всенощного бдения и утрени воскресной, в той же главе чин о панагии.
- Глава 3. О святом, имущем бдение в неделю, в ней же и чин благословения колива.
- Глава 4. О святом, имущем полиелей в неделю.
- Глава 5. О святом, пое́мом на 6 (шестеричном) в неделю.
- Глава 6. О бдениях, бывающих во все лето.
- Глава 7. О великой вечерни, полунощнице и утрени воскресной, когда бдения не бывает.
- Глава 8. О литургиях (общественных трапезах).
- Глава 9. Об аллилуйных службах (когда литургия не совершается), в ней же и о заупокойной литии.
- Глава 10. О чтении Евангелия, Его толкований, поучений, патериков, жития святых; а также о днях совершения Литургии Василия Великого и Преждеосвященных Даров.
- Глава 11. О канонах утрени всех дней седмицы.
- Глава 12. О службе субботней, когда поется «Бог Господь».
- Глава 13. О службе субботней, когда поется Аллилуиа.
- Глава 14. О воследовании за усопших.
- Глава 15. О великом святом, имущем бдение, или полиелей в субботу.
- Глава 16. О светильнах по 9-й песни во всю седмицу.
- Глава 17. О чтении кафизм в течение года.
- Глава 18. О том, когда стихословятся песни: «Поем Господеви» и «Господеви поем».
- Глава 19. О катавасии во весь год.
- Глава 20. О том, когда поётся «Честнейшую» и когда не поётся.
- Глава 21. О том, когда петь изобразительные, праздничные или вседневные антифоны.
- Глава 22. О времени и порядке каждения.
- Глава 23. О завесе святого алтаря, и об отверзении дверей.
- Глава 24. О зажигании свеч на праздники Господские и Богородичные.
- Глава 25. О вседневном зажигании свеч.
- Глава 26. В какое время не стоять братии с жезлами.
- Глава 27. О канонархе.
- Глава 28. О бесчинных воплях.
- Глава 29. Об откровении глав.
- Глава 30. О том, чтобы не творить бесед в церкви.
- Глава 31. О будильнике.
- Глава 32. От правил святых апостол о святой 40-це, в ней же о причащении Христовых Таин, о запивании, омывании губ после причащения и о пище в пасхальную неделю.
- Глава 33. О постах (и узаконенных разрешениях) всего года.
- Глава 34. О житии общежительного пребывания.
- Глава 35. Рассуждение о еде и питии субботы и недели, и прочих дней седмичных, в ней же и о второй вечерней трапезе.
- Глава 36. О молчании на трапезе, в ней же о сочиве и овощах.
- Глава 37. О пении, что не желательно кроме храма особо петь.
- Глава 38. О том, что не подобает есть вне общей трапезы.
- Глава 39. О одежде и обуви.
- Глава 40. Когда кто хочет отлучиться братства.
- Глава 41. О монастырских служителях и прочих пребываниях братских.
- Глава 42. О службах тяжких.
- Глава 43. О доме особом.
- Глава 44. О делании в общине.
- Глава 45. О присвоении чужих трудов.
- Глава 46. О больнице и странноприимстве, и о старых, и о больных.
- Глава 47. О знамениях праздников великих, и средних, и малых.
Частная часть
- Глава 48. Месяцеслов. Это самая большая глава — занимает почти 2/3 всего объёма Типикона (из 1198 страниц: страницы 118—820 приходятся на одну только 48 главу первого раздела Типикона). Здесь приводятся подробные схемы или отличительные особенности последований полного суточного круга богослужений на каждый праздничный и будничный день всего года с полными текстами тропарей, богородичных, кондаков и других песнопений и молитв, но чаще — только с их начальными словами (в сокращении), а также «Марковы главы», указывающие способы соединения служб, если в какой либо год непереходящий (неподвижный, прикреплённый к какой-либо дате календаря) праздник случится в субботу, воскресение, в один из переходящих праздников, его предпразднство, попразднство или отдание. Месяцеслов состоит из 12 месяцев:
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Глава 49. Трио́дион — полное последование всех служб приготовительных дней к Великому посту, всего Великого поста и Страстной седмицы.
- Глава 50. Пентикоста́рий — порядок всех церковных богослужений от Пасхи до недели всех святых.
- Глава 51. О святом посте святых апостолов Петра и Павла.
Дополнительная часть
Здесь содержатся указания на изменяемые краткие седмичные молитвословия, устав применения которых различен для разных дней седмицы и сами эти молитвословия.
- Глава 52. О порядке пении отпустительных тропарях и кондаках, как их петь во все дни недели, если бденный или полиелейный святой, если пред- и попразднство и др. случаи.
- Глава 53. Полные тексты отпустительных тропарей воскресных восьми гласов с богородичнами их, ипакои́ и кондаки. Прокимены на утрени перед Евангелием и на Литургии, и аллилуиарии.
- Глава 54. Столпи́ ева́нгельскии, полные тексты воскресных светильнов, евангельских стихир и богородичных к ним.
- Глава 55. Отпустительные тропари, кондаки и светильны и на литургии прокимены, аллилуиарии и причастны дневные (ексты приведены полностью). А также приведены номера апостольских и евангельских зачал и начальные их слова.
- Глава 56. Кондаки общие святым (тексты).
- Глава 57. Богородичны и крестобогородичны отпустительные на восемь гласов (повторяется 2-е приложение Минеи).
- Глава 58. Троичны песни на восемь гласов (повторяется приложение Триоди постной). В той же главе о чтении Апостола и Евангелия.
- Глава 59. Прокимены, апостолы, аллилуиарии, евангелия и причастны общие святых.
- Глава 60. Прокимены, апостолы, аллилуиарии, евангелия и причастны на всякую потребу различные.
Второй раздел
Храмовые главы
В храмовых главах указано, как совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового (престольного) праздника с другим праздником в один и тот же день. Храмовые главы в Типиконе имеют свой счёт и расположены так же, как последования во второй части Типикона, а именно:
- Главы 1—24. О престольных праздниках, какие бывают во время пения Минеи с Октоихом, то есть с 1 сентября до недели Мытаря и фарисея;
- Главы 25—47. О храмовых праздниках, которые случаются во время пения Постной Триоди;
- Главы 48—58. О храмовых праздниках, случившихся во время пения Цветной Триоди.
Припевы
- Глава 59. Тексты припевов в Господские и Богородичные праздники, пое́мые на 9-й песни.
Пасхалия
- Глава 60. От сотворения мира и Адама 15-тое обращение индиктиона (532-х лет). Пасхалия зрячая по ключевым буквам славянского алфавита. Лунное течение.
Применимость Типикона
Следует заметить, что Типикон — это общепризнанный богослужебный идеал, в точности исполнить который не стремятся порой даже монастыри. Всегда ориентируясь на Него, в приходской практике, тем не менее, частично или полностью сокращаются из суточного круга богослужений обычно: малая вечерня (перед всенощным бдением), кафизмы, псалмы, стихиры, паремии, лития, повечерие, полунощница, аллилуйная служба, двупсалмие, седальны, степенные антифоны, библейские песни, каноны, синаксарии, междочасия, блаженны, апостольские и евангельские зачала, поминовение о здравии и за упокой на Литургии, ектения об оглашенных, Чин о панагии, 9-й час и ряд отдельных молитв. И наоборот, в общецерковное богослужение практически ежедневно включаются неуставные акафисты, молебны, панихиды. Типикон иногда допускает определённую свободу выбора:
«А́ще изво́литъ настоя́тель,..» |
Типикон предлагает не только порядок совершения общецерковных богослужений, но также открывает богословские истины и вдохновляет к аскетической жизни, к молитве, послушанию, воздержанию, терпению, благотворительности, к любви и другим христианским добродетелям. Авторитет Типикона в Православной церкви настолько велик, что все священнослужители перед посвящением в священные степени приносят присягу с обещанием соблюдать Церковный Устав (Типикон), отдельные главы которого зачитывались на трапезе в монастырях наряду с поучениями Святых отцов Церкви.
В начале XXI века в Русской православной церкви получила широкое распространение практика совершения ежедневных церковных богослужений по ежегодно издаваемым Издательским отделом Московской патриархии Богослужебным указаниям на каждый год (в уже традиционных фиолетовых жёстких обложках). В связи с этим уже не в каждом православном храме России есть Типикон.