Таинство

Таинство
СОДЕРЖАНИЕ
Таинство
Количество, состав и названия таинств
Влияние

Таинство (др.-греч. μυστήριον, лат. sacramentum — мистерия, тайна) — священнодействие, в котором, согласно учению исторических церквей, христианам сообщается под видимым образом невидимая благодать Бога.

В Библии термин таинство исходно обозначает всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие (1Кор. 13:2, 1Тим. 3:9) и не применяется в отношении священнодействия.

В отличие от церковных обрядов (освящения воды, погребения умерших, других треб), которые имеют «земное» или традиционное происхождение, христианские таинства считаются установленными Самим Иисусом Христом и призваны изменить не внешнюю, а внутреннюю жизнь человека.

История происхождения

По мнению некоторых исследователей, корни христианских таинств восходят к дохристианским мистериям. Эта точка зрения критикуется христианскими богословами, по мнению которых внешняя форма некоторых языческих мистерий была заимствована в первых веках н.э. из распространившихся христианских обрядов и таинств.

Таинства вводились постепенно, с созданием и укреплением христианской церковной организации. Причём первоначально христианская церковь ввела в свой культ всего два Таинства — Крещение и Евхаристия, или Причастие, так как только о них содержатся прямые упоминания в тексте канонизированных Евангелий. Впоследствии среди христианских таинств появляются остальные пять, на что указывается в посланиях апостольских и в книге Деяний апостолов, а также в свидетельствах апостольского предания, сохранённых в трудах отцов и учителей Церкви первых веков христианства (Юстин Мученик, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, Киприан Карфагенский).

По мнению лютеранского теолога и историка церкви Адольфа фон Гарнака, ко времени Дионисия Ареопагита (I век) было сформулировано учение о шести таинствах:

  • Крещение,
  • Евхаристия,
  • Миропомазание (известно уже Киприану Карфагенскому),
  • Рукоположение в священный сан,
  • пострижение в монахи,
  • Соборование.

Однако точка зрения Гарнака ошибочна. Сам Дионисий Ареопагит не оставил никаких сочинений по данному вопросу. Учение о шести таинствах записано намного позже, только на рубеже V и VI веков, безымянным автором, подписавшемся именем Дионисия, это так называемый Псевдо-Дионисий Ареопагит; оно изложено в корпусе «Ареопагитики», в трактате «О церковной иерархии» и таинства (др.-греч. ἱερουργία) там названы иные:

  • Крещение (гл. II),
  • Таинство собрания (Евхаристия) (гл. III),
  • Освящение мира (гл. IV),
  • Рукоположение (таинство Священства) (гл. V),
  • Монашеский постриг, (гл. VI)
  • Погребение (гл. VII).

Псевдо-Дионисий Ареопагит является первым ранним христианским писателем, который указывал число таинств — шесть, до него у ранних христианских авторов число таинств не определено.

Преподобный Феодор Студит в IX веке говорит о шести таинствах:

  • Просвещение (Крещение);
  • Собрание (Евхаристия);
  • Миропомазание;
  • Священство;
  • Монашеское пострижение;
  • Погребение.

Количество, состав и названия таинств

Семь таинств

Широко известен следующий список из семи таинств (Тихон Задонский, XVIII век):

  • Крещение — трехкратное погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов;
  • Миропомазание (конфирмация) — освящение человека путём помазывания его ароматической смесью (миро); заменило наложение рук архиереем на головы верующих по мере роста численности христианских общин;
  • Покаяние — раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника и получение отпущения грехов от имени Господа Иисуса Христа;
  • Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу (в Православной церкви и миряне, и духовенство причащаются Телом и Кровью, в Католической: духовенство — всегда Телом и Кровью; миряне, либо Телом и Кровью, либо только Телом);
  • Брак (венчание) — христианский супружеский союз мужчины и женщины, заключенный через священнодействие в храме;
  • Священство (рукоположение) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом.
  • Елеосвящение (соборование) — при помазании елеем тела больного призывается благодать Божия для исцеления души и тела;

В православии

«Византийская Церковь, — пишет о. Иоанн Мейендорф, — формально никогда не признала какого-то конкретного перечня; многие авторы принимают стандартный ряд из семи таинств — крещение, миропомазание, Евхаристия, священство, брак, покаяние и елеосвящение, — тогда как иные предлагают более пространные перечни. Но есть и третьи — они настаивают на исключительном и выдающемся значении крещения и Евхаристии, основного христианского посвящения в новую жизнь». И только к началу XVII века схема «семи таинств» становится в Греческой Церкви общепринятой.

Однако, в последнее время целым рядом православных богословов (например, А. И. Осиповым) и патрологов считается, что в контексте святоотеческого предания серьёзных причин для догматизации схемы «семи таинств» нет. По их мнению, строгая фиксация числа таинств, как и разделение церковных священнодействий на таинства и обряды, в творениях святых отцов не встречается. Кроме того они полагают, что если в древних и византийских источниках в исключительных случаях и говорится о том или ином числе таинственных священнодействий, то лишь в значении «самых важных» среди множества прочих, без попыток абсолютизации какого-либо определенного перечня.

Таинства в католицизме

В католической церкви учение только о семи таинствах было определено соборно, как догмат, сначала на Втором Лионском соборе в 1274 году (XIV Вселенский), а затем на Флорентийском соборе в 1439 году (XVII Вселенский). Окончательное доктринальное закрепление это учение получило уже в период Контрреформации, на Тридентском соборе (XIX Вселенский), который провозгласил: «Если кто-либо говорит, что таинства Нового Завета не установлены Господом нашим Иисусом Христом; или что их больше или меньше семи… или же что какое-либо из них по истине и строго говоря не есть таинство, да будет отлучен от сообщества верных». Ингресс епископа вопреки распространённому заблуждению таинством не является.

Таинства в протестантизме

В протестантизме признаются крещение и причащение, которые действуют не объективно «автоматически», а субъективно — «силой веры». Человек должен участвовать в них сознательно (поэтому в большинстве протестантских направлений крещение совершается в совершеннолетнем возрасте). В различных направлениях протестантизма можно найти разные точки зрения и практики. В лютеранской и в реформатской теологии таинство считается средством благодати Бога, в нём Слово Божье соединяется с физическим элементом (водой, хлебом и вином) и вместе передаются верующему. Признаются только два таинства — крещение и причастие, так как только они непосредственно установлены самим Иисусом Христом. В «Истинной церкви Иисуса» омовение ног считается таинством, основанным на Ин. 13:1-11. Члены церкви верят, что подобно двум прочим таинствам — крещению и евхаристии — омовение ног даёт спасительную благодать принимающему — в данном случае, иметь часть с Христом (Ин. 13:8).

Таинства в древневосточных церквах

В Ассирийской церкви Востока признается семь таинств: крещение, евхаристия, священство, миропомазание, покаяние (без исповеди), святая закваска (малка) и крестное знамение. Таинства крещения и евхаристии считаются основными. Таинство святой закваски связано с верой в то, что кусочек хлеба, розданного напоследней вечере Иисуса Христа, был привезен апостолом Фаддеем на Восток, и его частицы постоянно используются при приготовлении причастия. При каждом новом замешивании теста для приготовления просфор добавляют крупицы старого освящённого хлеба.

Другое

В Польской национальной католической церкви крещение и миропомазание объединены в одно таинство, и введено новое — чтение и слушание Евангелия. Таким образом, количество остаётся равным семи.

В «Сообществе Христа» признаётся восемь таинств (англ.)русск.: крещение, конфирмация, благословение детей, евхаристия, брак, елеосвящение, священство, патриаршье благословение (англ.)русск..

В Церкви Иисуса Христа Святых последних дней термин “таинство” употребляется только по отношению к евхаристии. Кроме того, существуют священные обряды (англ. ordinance): крещение, конфирмация, ординация в священство Аарона и Мельхиседека, облечение (англ.)русск. и целестиальный брак (англ.)русск..

Богословское объяснение

Ex opere operato (или opus operato) — принцип, которым Римская церковь объясняет действие благодати через преподаваемые ею таинства вне зависимости от личных достоинств тайносовершителя.

В православном богословии считается, что действие дара благодати зависит от состояния принимающего этот дар; возможно и "причастие в осуждение". Примером такого осуждения является причастие Иуды Искариота «И после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13, 27).

Отрицание и критика таинств

Из всех таинств наибольшей критике подверглось покаяние. Протестантские теологи осуждали его на том основании, что исповедь, по их мнению, подразумевает зависимость верующего от священника и церковной иерархии. Данная концепция, уже в аспекте формирующейся психологической зависимости, была развита в психологии, в частности, в психоанализе.

  • Толстой, Лев Николаевич отрицал все семь таинств.

Влияние

Анализ организации системы таинств христианской церкви повлиял на вероучение некоторых новых религиозных движений. Так, в религиозную практику саентологов был включен так называемый «одитинг», процедура, калькированная с таинства исповеди и часто критикуемая представителями Русской православной церкви как процедура, направленная на формирование стойкого психологического привыкания.

Просмотров: 411

Создан: 2016-12-17

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
81
Зарегестрировалось
4750
Комментариев
18