Серафимы
Серафимы |
|
![]() |
|
Толкование имени: |
«жечь», «испепелять» |
Имя на других языках: |
лат. seraphi[m], др.-греч. σεραφίμ |
Атрибуты: |
огненный меч |
Характерные черты: |
шесть крыльев, обычно красного цвета; от одного до 16-ти ликов |
Серафи́мы — в иудейской и христианской традиции высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу.
Этимология и интерпретация имени
Древнееврейское слово «сараф» (ивр. שָׂרָף, śārāf, множественное число — >שְׂרָפִים, śərāfîm) имеет несколько значений: пылающий, огненный; змей, летающий змей, змееподобная молния; летающий дракон или грифон.
Эти значения используются в следующих местах Священного писания:
- «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ» (Чис. 21:6)
- «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя» (Чис. 21:8)
- «не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон» (Ис. 14:29)
- «аспиды и летучие змеи» (Ис. 30:6)
В Библии
Согласно различным упоминаниям из апокрифических и канонических источников, серафимы были ангелами, стоявшими вокруг Бога. Первое упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи (Ветхий завет); они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский:
![]() |
Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6:2-3) |
![]() |

Серафимы прикрывают крыльями лица, чтобы не видеть лица Бога. Несколькими строфами ниже к пророку прилетает серафим, чтобы горячим углем очистить мужчину от скверны:
«Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.» (Ис. 6:6)
Второе упоминание о серафимах находится в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис), ( I в. н. э. ) и дошедшие до нас на древнегреческом языке, эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм её не признает.
Гл.4:6-9:
![]() |
И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. |
![]() |
Дионисий Ареопагит

Основываясь на отрывке из Книги Пророка Исайи Дионисий Ареопагит определяет серафимов как первых среди ангельских чинов и связывает их природу с пламенной, горящей любовью к свету и чистоте.
В своём сочинении «О небесной иерархии» он пишет, что серафимы находятся в постоянном движении вокруг божественного и озаряют все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полёта, способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожирающему огню». Их образ световиден и обладает неприкрытостью и неугасимостью.
Внешний вид
Из пояснений Исаии и Дионисия, художникам прошлого было крайне трудно вывести точный зрительный образ серафимов, который, казалось, уходил корнями в облик существовавших ранее духовных существ родом из сирийских мифов, датировавшихся первым тысячелетием до н. э., или в иконографию Вавилона и Ассирии, откуда во всем своем правдоподобии первых представлений об ангелах мигрировал в Иудейский и Христианский мир.
Согласно толкованию Антония Великого,
![]() |
Серафим, котораго видел Пророк Иезекииль (Иез. 1:4. 9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое — лицу тельца, третье — лицу льва, четвёртое — лицу орла. Первое лице Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мире, исполняют заповеди на них лежащия. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжёлые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстьми и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественныя видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, подобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство. Добротолюбие, Т1, Наставления Антония Великого |
![]() |
В отличие от лазоревых, четырёхкрылых херувимов шестикрылые серафимы изображаются в иконографии, как правило, огненным, алым цветом.
В литературе и искусстве
- Известное стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» описывает встречу с серафимом.
- Николай Гумилев упоминает серафима в своем стихотворении «О тебе».
- К серафиму обращается Борис Гребенщиков в песне «Бурлак».
- Упоминается в стихотворении Э. По. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. Аль Аарааф » Перевод В. Я. Брюсова»
- В песне группы «Агата Кристи» «Аусвайс на небо» происходит диалог между Серафимом и человеком.
- В песне группы «Ундервуд» «Это судьба» так же упоминается Серафим.
- В песне группы «Слот» «Ангел О. К.» «Серафим — шестикрылый гид, Ангел-предохранитель, мой сателлит…»
- В песне группы «Наутилус Помпилиус» «Труби, Гавриил!».
- В песне «Город золотой».
- В песне группы "The Silent Comedy" "Bartholomew".
«Рассвирепевший серафим
Так дунул из последних сил,
Что небо дрогнуло над ним.»
- Упоминается в стихотворении Э. По. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. «Призрачный замок» (перевод Н. Вольпина)
- Так же упоминается в серии книг Кассандры Клэр «Орудия смерти»