Интроит
Интроит (лат. introitus — вступление, вход), входное песнопение — в западных литургических обрядах один из элементов литургии, входящий в состав начальных обрядов и открывающий собой мессу. Является частью католического (западных обрядов) и лютеранского богослужения. Во время интроита совершается вход предстоятеля литургии, сопровождаемый песнопением, которое также называется интроитом, или входным антифоном.
Интроит (текстомузыкальная форма) относится к проприю, состоит из собственно антифона (короткой мелодии невменного типа) и псалма (каждый стих которого распевается на формульный псалмовый тон), приуроченных к календарному церковному празднику или связанных с памятью святого данного дня. Ряд воскресений литургического года получили своё имя по первым словам исполняемого в этот день интроита. В амвросианском и беневентанском обрядах интроит называется «ingressa». В мосарабском и ряде орденских обрядов он носит название «officium» или «praelegendum».
История
Возникновение интроита в западном богослужении относится к V веку. Первоначально он включал в себя антифон и псалом (все псалмовые стихи), который попеременно исполняли два хора (то есть антифонно), а в завершение интроита оба хора повторяли антифон. С эпохи Средневековья вплоть до Второго Ватиканского собора интроит состоял из антифона, одного псалмового стиха (как и все псалмы, с обязательной малой доксологией в конце) и репризы антифона.
После литургической реформы Второго Ватиканского собора из интроита было исключено обязательное исполнение псалмового стиха, фактически интроит стал представлять собой антифон в виде песнопения псалмодического, гимнографического или песенного жанра. Существенная часть текстов интроитов заимствована из Библии. Интроит может исполняться певчим, хором или всем собранием верующих. По началу исполняемых в данный день интроитов названо несколько дней литургического года (Gaudete, Laetare и др.).
Интересные факты
Горбун из романа Виктора Гюго Собор Парижской Богоматери получил имя Квазимодо по первым словам интроита первого воскресенья после Пасхи — «Quasi modo geniti infantes, rationabile, sine dolo lac concupiscite ut in eo crescatis in salutem si gustastis quoniam dulcis Dominus» (как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь 1Пет. 2:2-3)