Богородичен
Богородичен (др.-греч. Θεοτοκίον) — в православном богослужении то или иное молитвенное песнопение в честь Божией Матери: стихира, тропарь или седален. Богородичны входят в состав всех служб, помещены во всех богослужебных книгах, кроме Евангелия.
Богородичны часто завершают группы тропарей или стихир, как правило, после стиха: (Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу,) «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»
В современных изданиях в Минеях часть богородичных распределена по гласам в четыре приложения в конце каждой книги:
- Богородичны, пое́мые после стихир в воскресные и некоторые праздничные дни,
- Богородичны, поемые после стихир в будние дни (здесь указываются дни седмицы),
- Богородичны, поемые после тропарей (отпустительные) в воскресные и некоторые праздничные дни,
- Богородичны, поемые после тропарей (отпустительные) будние дни (от меньших — здесь указываются дни седмицы).
Разновидность богородична «крестобогородичен» — гимн Богородице, который также относится и к Распятию Христа. В нём воспеваются душевные страдания Богородицы, стоя́щей возле Креста, на котором умирал Её единственный Божественный Сын. Крестобогородичны поются на вечерни во вторник и четверг, и на утрени в среду и пятницу — в дни, посвящённые празднованию Креста.
Богородичен воскресной малой вечерни в конце стихир на «Господи, воззвах» называется догматиком. Малый вход (с Евангелием) совершается на Божественной литургии, при этом хор поёт также богородичен, которым заканчивается воспевание блаженств.