Апостольские постановления

Constitutiones apostolicae, textum Gr. ‎Guilelmus Ültzen - 1853

Апостольские постановления (греч. Ἀποστολικαὶ Διαταγαί; Διαταγαί τῶν ἁγίων Ἀποστόλων; лат. Constitutiones apostolicae); Постановления святых Апостолов чрез Климента, епископа и гражданина Римского — один из древних сборников канонического права Церкви, традиционно приписываемый святому Клименту Римскому; исследователями обычно датируется 380 годом и считается, что он создан в Сирии.

Но эта дата является приблизительной, книга написана гораздо раньше, была читаемой и имела распространение и авторитет среди православных, упоминается в книге Епифания Кипрского (315—403 годы) «Панарион», в главе «Против раскола авдиан», в споре о праздновании Пасхи. Епифаний пишет:

Цитата из статьи

10. Для подтверждения своего учения авдиане ссылаются на Постановления Апостольские (τὴν τῶν ἀποστόλων διάταξιν), которые многими подвергаются сомнению; но их нельзя отвергать, ибо в них заключается все, относящееся к благочинию экклесии, и нет ничего, повреждающего веру, её исповедание, управление экклесии и правила. Изречение же, приведенное для подтверждения учения о Пасхе, вышеупомянутые авдиане плохо толкуют и по невежеству не так понимают.

Цитата из статьи
СОДЕРЖАНИЕ
Апостольские постановления

Первые шесть книг «Апостольских Постановлений» корреспондируют с «Дидаскалией». 7-я книга «Постановлений» близка по содержанию к «Дидахе». 8-я книга сборника («Постановления Святых Апостолов о рукоположениях») носит по преимуществу церковно-правовой характер и содержит ряд изреченных от лица каждого из 12 апостолов правил о рукоположении клириков, об их правах и обязанностях и о церковной дисциплине.

85-е Апостольское правило («Правила святых апостолов») дает перечень «чтимых и святых книг», который включает два постановления святого Климента Римского, что подразумевает «Апостольские Постановления». Однако, как на Западе, так и Востоке статус «Апостольских Постановлений» был под сомнением. Так Правило 2-е Трульского Собора 691 года отвергает «Апостольские Постановления» как книгу, поврежденную еретиками:

Цитата из статьи

Поелику же в сих правилах поведено нам приимати оных же Святых Апостолов постановления, чрез Климента преданныя, в которые некогда иномыслящие, ко вреду Церкви, привнесли нечто подложное и чуждое благочестия, и помрачившее для нас благолепную красоту Божественнаго учения, то мы, ради назидания и ограждения христианнейшия паствы, оныя Климентовы постановления благоразсмотрительно отложили, отнюдь не допуская порождений еретическаго лжесловесия, и не вмешивая их в чистое и совершенное апостольское учение.

Цитата из статьи

Тем не менее, 8-я книга «Апостольских Постановлений» в извлечении и после Трулльского собора продолжала включаться в церковно-правовые сборники Православной церкви, в частности толкование на «Синопсис» Аристина, который лёг в основу русской «Кормчей».

Правила, заимствованные в «Кормчую книгу» из "Апостольских Постановлений", не были включены в «Книгу правил», которая играет роль действующего канонического кодекса в современной Русской Церкви.

Просмотров: 1549

Создан: 2017-01-13

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
81
Зарегестрировалось
4786
Комментариев
20